Светлая седмица – сплошная. Понедельник Светлой седмицы
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
12:2 Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы.
12:3 Посему, что́ вы сказали в темноте, то́ услышится во свете; и что́ говорили на ухо внутри дома, то́ будет провозглашено на кровлях.
12:4 Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать;
12:5 но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь.
12:6 Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога.
12:7 А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц.
12:8 Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими;
12:9 а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими.
12:10 И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится.
12:11 Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, ка́к или что́ отвечать, или что́ говорить,
12:12 ибо Святый Дух научит вас в тот час, что́ должно говорить.
Деяния святых Апостолов
12:1 В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло,
12:2 и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом.
12:3 Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра,- тогда были дни опресноков,-
12:4 и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу.
12:5 Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу.
12:6 Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу.
12:7 И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его.
12:8 И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною.
12:9 Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение.
12:10 Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним.
12:11 Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский.
Евангелие от Иоанна
15:17 Сие заповедаю вам, да любите друг друга.
15:18 Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.
15:19 Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.
15:20 Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.
15:21 Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.
15:22 Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем.
15:23 Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего.
15:24 Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего.
15:25 Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно.
15:26 Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;
15:27 а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.
16:1 Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились.
16:2 Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.
Вера становится крепкой и сильной тогда, когда мы реально переживаем Божие присутствие, когда Господь касается наших сердец. Если крепка вера, то на сердце радость, потому что именно через веру в Бога человеку открываются подлинное счастье, радость, мир, любовь – самые высокие и самые великие ценности. Праздник Светлого Воскресения Христова обладает такой огромной силой воздействия на душу человека потому, что от Божественного прикосновения к ней в пасхальную ночь наша немощная и слабая вера становится хоть чуточку сильнее, но даже это небольшое изменение мы воспринимаем с радостью, потому что реально чувствуем и сознаем присутствие Божие в нашей жизни.
Свидетельство Иоанна Крестителя о себе
Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия. А посланные были из фарисеев; И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк? Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его. Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн.
Ин. 1: 18-28
Слова из сегодняшнего евангельского чтения «Бога не видел никто никогда» могут рассматриваться как косвенный выпад против иудейской традиции: Моисей в ней воспринимался как человек, с которым Бог общался «лицем к лицу» (Исх. 33:11). Еще до Моисея праотец Иаков говорил о себе: «Я видел Бога лицем к лицу» (Быт. 32:30). Но для автора четвертого Евангелия эти эпизоды из ветхозаветной истории не сопоставимы с тем откровением, которое человечество получило через Иисуса Христа. В свете этого откровения они как бы утрачивают ценность, уходят в тень как не более чем прообразы новозаветного богоявления.
При упоминании вопроса иудеев к Иоанну Крестителю в Евангелии от Иоанна иудеи представляются как большая и монолитная группа, в которой нет различий между иудеями Галилеи, Иудеи или Иерусалима. При ближайшем рассмотрении, однако, оказывается, что примерно в половине случаев термин «иудеи» в авторском тексте указывает на тех, кто находится в оппозиции к Иисусу, то есть, прежде всего, на религиозных лидеров Израильского народа. Они имеют прямую связь с Иерусалимским храмом, осуществляют духовную власть над Иудеей и имеют немало последователей, в том числе в Галилее. У Иоанна термин «иудеи» становится обобщенным обозначением тех групп, которые авторы синоптических Евангелий называют словосочетаниями «книжники и фарисеи», «первосвященники и старейшины» (а иногда «первосвященники и старейшины и книжники», или «первосвященники и старейшины Иудейские»).
В том, что касается личности Крестителя и его проповеди, Евангелист Иоанн достаточно близок к синоптикам. Как и они, он цитирует применительно к Предтече слова пророка Исаии: «Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу» (Мф. 3:3; Мк. 1:3; Лк. 3:4). Как и у синоптиков, Креститель в четвертом Евангелии говорит об Иисусе: «Я недостоин развязать ремень у обуви Его» (Мк. 1:7; Лк. 3:16; у Мф. 3:11 «понести обувь Его»). Слова из пророка Исаии (Ис. 40:3), которые синоптики применяют к Крестителю, говоря о нем в третьем лице, в Евангелии от Иоанна вложены в уста самого Крестителя.
Но только в четвертом Евангелии Креститель говорит посланным: «Я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете» (Ин. 1:26). Из этих слов можно заключить, что беседа происходит в присутствии Иисуса, Который в это время стоял в толпе. У синоптиков проповедь Крестителя об Иисусе происходит в Его отсутствие, и появляется Он на Иордане лишь для того, чтобы принять крещение от Иоанна.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
ИЗ ЖИТИЯ МУЧЕНИЦЫ МАТРОНЫ СОЛУНСКОЙ
Святая Матрона (III – IV века) жила в Солуни и была служанкой у Пантиллы, жены местного военачальника, которая была иудейской веры. Тайком от госпожи Матрона ходила в христианский храм. Как-то перед Пасхой она задержалась на службе, о чём другие слуги донесли хозяйке. Та разгневалась, заявив, что если Матрона скрыла, что она христианка, то наверняка и в домашних делах нечестна. Святая, исповедав веру в Господа Иисуса Христа, сказала, что она всегда послушна приказам госпожи, за исключением того, что относилось к вере. Хозяйка приказала бить Матрону розгами и палками. Через несколько дней истязаний телесные силы Матроны не выдержали, и она предала дух Богу. Пантилла, чтобы скрыть убийство, приказала сбросить тело Матроны со скалы. В IV веке в Солуни был построен храм в честь мученицы Матроны.
УСТАНОВЛЕНИЕ ДНЯ ПРАЗДНОВАНИЯ ПАСХИ
До I Вселенского Собора Поместные Церкви пользовались разными правилами для вычисления даты празднования Пасхи. Малоазий‑ ские христиане вычисляли Пасху, опираясь на иудейский календарь, и праздновали её 14 числа лунно‑ го месяца нисана, независимо от дня недели, в один день с иудеями. Римская и Александрий‑ ская Церкви праздновали Пасху после 14 ни‑ сана и непременно в воскресенье. Для того чтобы христианская Пасха никогда не совпа‑ дала с иудейской, александрийские архиереи разработали особые правила вычисления Пас‑ хи – пасхалию. Разногласия в вопросе о вре‑ мени празднования Пасхи смущали христиан и вызывали насмешки язычников. Отцы I Все‑ ленского Собора запретили праздновать Пасху вместе с иудеями и постановили, что пасхаль‑ ное торжество должно происходить в воскрес‑ ный день, следующий за первым полнолунием после весеннего равноденствия. Александрий‑ скому епископу было поручено вычислять пра‑ вославную пасхалию и сообщать о дате празд‑ нования Пасхи всем остальным Церквам.