Неделя 5-я Великого поста
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
20:11 А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб,
20:12 и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.
20:13 И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.
20:14 Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.
20:15 Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.
20:16 Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни́! - что значит: Учитель!
20:17 Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.
20:18 Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей.
Послание апостола Павла к Евреям
9:11 Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения,
9:12 и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.
9:13 Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело,
9:14 то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!
Евангелие от Марка
10:32 Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. || Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что́ будет с Ним:
10:33 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам,
10:34 и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.
10:35 Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.
10:36 Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?
10:37 Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.
10:38 Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?
10:39 Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься;
10:40 а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано.
10:41 И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.
10:42 Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.
10:43 Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бо́льшим между вами, да будем вам слугою;
10:44 и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.
10:45 Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.
В центре Великого поста – именно прощение грехов, ничто иное. Все остальное – это средства и способы воздействовать на нашу душу, то есть на наше сознание, на наши волю и чувства, чтобы расположить нас к искреннему покаянию, а значит, и к прощению обид тем, кто нам такие обиды нанес, и к готовности простить этих людей. Святой Марк Подвижник говорил о том, что воздаяние за прощение, которое мы даем другим людям или которое мы испрашиваем у наших обидчиков, превышает воздаяние за все другие добродетели. Нам иногда кажется, что в течение Великого поста мы должны стяжать какие-то особые добродетели. Порой люди именно к этому и стремятся, направляя свои силы не на самое главное. Прощение и покаяние в центре поприща Великого поста. Об этом замечательно сказал святой Ефрем Сирин: «Слушай, человек, прощение превышает все другие добродетели!»
ИЗ «ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОЙ МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ» СВЯТИТЕЛЯ СОФРОНИЯ ИЕРУСАЛИМСКОГО
Молясь, достиг старец Зосима места, где обозначил себя высохший поток, и, став на берегу его, увидел на восток от него преподобную, лежащую мёртвой. Руки её были сложены крестом, а лицо обращено на восток. К ней же он притёк, омывал слезами её ноги, ни к какой же иной части тела не смел он прикоснуться. Сотворив многий плач и воспев псалмы, а также сотворив молитву погребения, Зосима сказал в себе: «Должен ли я погребсти тело преподобной или, может, это блаженной неугодно будет?» И это говоря в мысли своей, увидел он при главе её сделанную на земле надпись: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии, отдай землю земле, моли же Господа за меня, преставльшуюся месяца апреля в первый день, в самую ночь спасительных Христовых Страданий, по причащении Божественныя Тайныя Вечери».
ПРЕДАНИЕ О ЦАРЕ АВГАРЕ
В церковном Предании хорошо известна история появления Нерукотворного образа Спасителя и обращения к вере Едесского царя Авгаря, болевшего проказой. Услышав о Христе, совершавшем чудеса в Иудее, он полюбил Его и захотел иметь перед глазами Его образ как утешение в болезни. Авгарь послал живописца нарисовать образ Господа. Живописец пытался, но не мог «по причине сиявшего блеска лица Его» (преподобный Иоанн Дамаскин). По разъяснению святителя Иоанна Златоуста, «Всевидец, не благоволивший к намерению живописца, изменял лицо Своё божественною, недоступною для изображения руки человеческой, славою и благодатью». Подозвав к Себе художника, Христос умыл лицо водой и отёр его убрусом (платом), так что на материи появилось изображение Его лика. Когда Авгарь получил Нерукотворённый образ Христов, он приложился к нему и проказа сошла с его лица – кроме небольшого фрагмента кожи. Совершенное исцеление Авгарь получил после прихода к нему апостола от семидесяти Фаддея и совершения Таинства Крещения.