Седмица 5-я Великого поста
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
- 2011
- 2012
- 2013
- 2014
- 2015
- 2016
- 2017
- 2018
- 2019
- 2020
- 2021
- 2022
- 2023
- 2024
- 2025
- 2026
- 2027
- 2028
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
- 2011
- 2012
- 2013
- 2014
- 2015
- 2016
- 2017
- 2018
- 2019
- 2020
- 2021
- 2022
- 2023
- 2024
- 2025
- 2026
- 2027
- 2028
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
17:1 Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен;
17:2 и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя.
17:3 И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал:
17:4 Я - вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов,
17:5 и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов;
17:6 и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя;
17:7 и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя;
17:8 и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом.
17:9 И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их.
Книга Притчей Соломоновых
15:20 Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою.
15:21 Глупость - радость для малоумного, а человек разумный идет прямою дорогою.
15:22 Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся.
15:23 Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!
15:24 Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу.
15:25 Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит.
15:26 Мерзость пред Господом - помышления злых, слова же непорочных угодны Ему.
15:27 Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить.
15:28 Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло. [Приятны пред Господом пути праведных; чрез них и враги делаются друзьями.]
15:29 Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит.
15:30 Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости.
15:31 Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми.
15:32 Отвергающий наставление не радеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум.
15:33 Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение.
16:1 Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка.
16:2 Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души.
16:3 Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся.
16:4 Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия.
16:5 Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным. [Начало доброго пути - делать правду; это угоднее пред Богом, нежели приносить жертвы. Ищущий Господа найдет знание с правдою; истинно ищущие Его найдут мир.]
16:6 Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла.
16:7 Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним.
16:8 Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою.
16:9 Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его.
На 6-м часе
Книга пророка Исайи41:4 Кто сделал и совершил это? Тот, Кто от начала вызывает роды; Я - Господь первый, и в последних - Я Тот же.
41:5 Увидели острова и ужаснулись, концы земли затрепетали. Они сблизились и сошлись;
41:6 каждый помогает своему товарищу и говорит своему брату: "крепись!"
41:7 Кузнец ободряет плавильщика, разглаживающий листы молотом - кующего на наковальне, говоря о спайке: "хороша"; и укрепляет гвоздями, чтобы было твердо.
41:8 А ты, Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал, семя Авраама, друга Моего,-
41:9 ты, которого Я взял от концов земли и призвал от краев ее, и сказал тебе: "ты Мой раб, Я избрал тебя и не отвергну тебя":
41:10 не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей.
41:11 Вот, в стыде и посрамлении останутся все, раздраженные против тебя; будут как ничто и погибнут препирающиеся с тобою.
41:12 Будешь искать их, и не найдешь их, враждующих против тебя; борющиеся с тобою будут как ничто, совершенно ничто;
41:13 ибо Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: "не бойся, Я помогаю тебе".
41:14 Не бойся, червь Иаков, малолюдный Израиль,- Я помогаю тебе, говорит Господь и Искупитель твой, Святый Израилев.
Лживый человек живет двумя жизнями: своей внутренней жизнью, своими мыслями – и другой жизнью, как неким фасадом, обращенным к людям. Это двоедушие чрезвычайно опасно для внутреннего духовного состояния человека – оно разрушает целостность человеческой личности, делает его уязвимым, подверженным многим порокам. Лицемерие порождает ответную реакцию окружающих людей, формируя недоверие к тому, кто говорит ложь. А недоверие разрушает здоровую ткань человеческих отношений. Нет доверия – невозможно построить семью, сохранить добрые отношения между родителями и детьми, устроить гармоничные общественные отношения. Вот так ложь, отцом которой является диавол, разрушает бытие, разрушает человеческие отношения, разрушает человеческую личность. Справиться с этим грехом мы можем, усилив контроль над своими мыслями, своими словами и своими поступками.
Суд у Каиафы. Окончание
Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти. Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?
Мф. 26: 65-68
Обвинение в богохульстве — самое страшное из обвинений, которое еврейский суд мог предъявить человеку. Смертная казнь за богохульство предписывалась законом: «хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество» (Лев. 24:16). Это обвинение и ранее неоднократно выдвигалось против Иисуса. Когда иудеи однажды взяли в руки камни, чтобы побить Его и Он спросил, за что, они ответили: «за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом». В тот раз Он сказал: «Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?» (Ин. 10:32–33, 36). На этот раз Он молчит и не отвечает на обвинение.
Сцена суда над Иисусом заканчивается упоминанием об издевательствах, которым Иисус был подвергнут сразу после вынесения приговора. Издевательства над узником после вынесения смертного приговора — обычная практика для многих древних обществ. Представление о гуманном отношении к узникам, пленным и тем более обвиненным в преступлениях и приговоренным к смерти, для древнего мира не было характерно. Издевательство и нанесение ударов тому или иному человеку было одним из наиболее распространенных способов выражения недовольства и возмущения им.
Из свидетельств синоптиков следует, что в издевательствах над Иисусом участвовали главным образом слуги. Матфей использует имперсональную форму: «Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам...» (Мф. 26:67). Марк упоминает о «некоторых» и о «слугах» (Мк. 14:65). Лука называет тех, кто издевался над Иисусом, «людьми, державшими Иисуса» (Лк. 22:63). Очевидно, речь идет о той же группе, которая была послана арестовать Иисуса: эта группа (или ее часть) сопровождала Его в синедрион. Она включала слуг первосвященников и, возможно, римских воинов.
Описываются следующие виды издевательств: на Иисуса плевали (согласно Марку), или плевали Ему в лицо (согласно Матфею); Его били по щекам (об этом говорит Матфей); Ему наносили другие удары (об этом говорят Матфей, Марк и Лука), приговаривая «прореки» (Марк), или «прореки нам, Христос, кто ударил Тебя» (Матфей), или «прореки, кто ударил Тебя» (Лука); Ему наносили другие оскорбления (Лука). Выражение «закрывая Ему лице» у Марка и «закрыв Его» у Луки следует понимать в том смысле, что Ему либо завязывали глаза, либо набрасывали на Его лицо одежду.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Волоколамского Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА ЕВСТРАТИЯ ПЕЧЕРСКОГО
Евстратий Печерский, родом из Киева, был взят в плен половцами и продан иудею вместе с другими пленниками в византийский Херсонес. Иудей решил принести его в жертву. Когда наступил день Воскресения Христова, он надругался над святым так, как в Евангелии надругались иудеи над Спасителем: пригвоздил подвижника к кресту. Мученик славил Бога на кресте и говорил: «Великой благодати сподобил меня Бог в нынешний день пострадать. И скажет Он мне, как и разбойнику: “Ныне же будешь со Мною в раю”. Ты же и другие иудеи с тобой заплачете ныне и зарыдаете: пришло вам время дать ответ Богу за кровь мою и кровь всех христиан». В тот же день пришло повеление от императора: изгнать из города всех иудеев, отнявши у них имение, а старейшин казнить, вследствие чего мучителя преподобного Евстратия повесили.
ПРЕПОДОБНЫЙ ВАРСОНОФИЙ ОПТИНСКИЙ О ЧУДЕ МУЧЕНИЦЫ ПЕРПЕТУИ
Из бесчисленного сонма мучеников вспомним святую Перпетую. Её подвергали ужасным пыткам, желая вынудить отречение от Христа, но она осталась непоколебимой. Вот, наконец, ей выносят смертный приговор. Услыхав о нём, святая Перпетуя исполняется такой неизреченной радости, что лицо её сияет. Удивлённый мучитель спрашивает: «Какова причина твоей радости? Сейчас ты расстанешься с жизнью – и вдруг ликуешь?» «Умирая за Христа, – отвечала святая, – я получу Вечную Жизнь в Царстве Жениха моего». «Пришли нам из этого Царства плодов», – со смехом сказал мучитель. Святая обещала. Как только её голова упала под ударом палача, явился юноша необычайной красоты. Он держал вазу, наполненную плодами, от которых исходило дивное благоухание. Подавая плоды мучителю и окружавшему его синклиту, юноша произнёс: «Это прислала вам святая мученица Перпетуя из рая Жениха своего». И с этими словами он стал невидимым. Все присутствующие исполнились удивления, вкусили от плодов, и множество людей уверовало во Христа.