Седмица 20-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
2:24 Я уверен в Господе, что и сам скоро приду к вам.
2:25 Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей,
2:26 потому что он сильно желал видеть всех вас и тяжко скорбел о том, что до вас дошел слух о его болезни.
2:27 Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали.
2:28 Посему я скорее послал его, чтобы вы, увидев его снова, возрадовались, и я был менее печален.
2:29 Примите же его в Господе со всякою радостью, и таких имейте в уважении,
2:30 ибо он за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности жизнь, дабы восполнить недостаток ваших услуг мне.
Евангелие от Луки
11:9 И Я скажу вам: проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,
11:10 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
11:11 Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?
11:12 Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?
11:13 Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.
Церковь стремится помочь каждому человеку приблизиться к Божественному Царству уже здесь, на земле, а затем, после смерти, стать наследником этого Царства. Церковь призвана воздействовать таким образом на окружающий мир, на человеческое общество, чтобы преображать это общество по Божиему закону, приближая земной, тварный мир к миру небесному, стремясь, чтобы земной мир в полной мере отражал в себе Божественную славу. И нет никакой другой цели церковного служения, как нет никакой иной конечной цели для человека, кроме достижения Царствия Божия, лицезрения этого Царствия, подчинения его законам.
Поучение о молитве
И Я скажу вам: проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.
Лк. 11: 9-13
В сегодняшнем евангельском чтении Иисус возвращается к теме молитвы. Этой темы он уже касался ранее, предлагая ученикам молитву «Отче наш», однако если там акцент делался на том, как ученики должны молиться, то здесь в центре внимания оказывается результат молитвы, ответ на нее Бога.
Учение Иисуса о молитве наиболее полно изложено именно в Евангелии от Луки. Помимо отрывка, который читается сегодня, в этом Евангелии мы также встречаем «притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать». В притче говорится о вдове, докучавшей судье просьбой защитить ее от соперника (Лк. 18:1–8). В обоих текстах из Евангелия Луки ясно прослеживается одна и та же мысль: если даже Бог «медлит» с исполнением просьбы человека, Он выполнит ее «по неотступности его».
Иными словами, человек призывается не просто к тому, чтобы обратиться к Богу с однократной просьбой: он должен «докучать» Богу настойчивыми просьбами до тех пор, пока они не будут исполнены. Тексты о молитве из Евангелия от Луки созвучны Нагорной проповеди, где перед нами тоже встает образ человека, настойчиво добивающегося своей цели. Этот образ создается благодаря троекратному «просите — ищите — стучите» и троекратному же «получает — находит — отворят».
Выражение «будучи злы» может показаться оскорбительным. Однако в общем контексте речи Иисуса оно не имело такого оттенка. Скорее, «зло» как атрибут человеческой природы здесь противопоставляется «благу» как божественному атрибуту. Термин «благо» Иисус считал применимым к одному лишь Богу (Мф. 19:17). Ни один человек не может считаться благим, так как в человеке добро перемешано со злом. Человек может быть злым по отношению к другим людям, но в его отношении к собственным детям добро превалирует. Любовь земного отца к своим детям является отражением любви Отца Небесного ко всем людям. Поэтому и в молитве люди вправе докучать своему Отцу.
Итак, Иисус сначала на примере фарисеев и язычников показывает, как не следует молиться. Затем Он дает ученикам образец молитвы. Наконец, Он говорит о том, как следует молиться, делая акцент на постоянстве и настойчивости. Все остальное Он оставляет на творческое усмотрение самого молящегося, который должен на своем опыте узнать, как Бог откликается на молитву и какое действие оказывает молитва на его жизнь.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИППОЛИТ РИМСКИЙ (II–III ВВ.) ОБ ОБЫЧАЕ МОЛИТЬСЯ В ПОЛНОЧЬ
В полночь, вставая, умой руки водой и помолись. Если же и твоя жена с тобою, то молитесь оба вместе: если же она ещё язычница, то, удаляясь в другую комнату, помолись и снова возвращайся в свою постель. Не будь ленивым к молитвам. <…> Ибо и старцы, которые передали нам, наставили нас в том, что в этот час всё творение утихает на какое-то мгновение, чтобы прославить Господа: звёзды, деревья и воды останавливаются на одно мгновение, и весь сонм Ангелов служат Ему в этот час и хвалят Бога вместе с душами праведников. Вот почему верующие должны в этот час спешить помолиться. Свидетельствуя же об этом, Господь так сказал: «Вот слышен в полночь крик говорящих: Вот жених идёт, вставайте навстречу Ему» (Мф. 25:6). И продолжает: «поэтому бодрствуйте, ибо не знаете часа, когда Он придёт» (Мф. 25:13).
«ЛУГ ДУХОВНЫЙ» ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА МОСХА О ПОСЛУШНОМ УЧЕНИКЕ
В Финикии в предместье города Птолемаида жил великий старец, ученик которого Иоанн особенно отличался послушанием. Однажды авва послал его на работу и дал хлеба для подкрепления сил. Ученик ушёл и, исполнив работу, возвратился, не дотронувшись до хлеба. Старец спросил: «Отчего же ты, чадо, не вкусил данный тебе хлеб?» Ученик ответил: «Прости меня, отче. Отпуская меня, ты не благословил и не дал мне повеления вкусить пищи, потому я и не ел». После кончины аввы преподобный Иоанн постился сорок дней, после чего получил откровение: «На какого больного ты ни возложишь руки, он исцелится». Ближайшим же утром к Иоанну пришёл человек с тяжело больной женой и умолял исцелить её от рака груди. Преподобный Иоанн отказывался, говоря, что он грешный человек и недостоин совершать такие дела. Но так как муж просил неотступно, Иоанн помолился о больной. Как только он осенил её крестным знамением, женщина получила исцеление. С той поры Бог явил чрез него множество чудес и при жизни, и по смерти его.