Седмица 23-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
1:1 Павел и Силуан и Тимофей - церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
1:2 Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших,
1:3 непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим,
1:4 зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия;
1:5 потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами.
Евангелие от Луки
10:22 И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
10:23 И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите!
10:24 ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что́ вы видите, и не видели, и слышать, что́ вы слышите, и не слышали.
Когда человеческая злоба, подозрительность, человеческий суд больно нас ранят, когда мы страдаем от других людей, – я уже не говорю о тех обстоятельствах, когда за веру приходится страдать физически и даже отдавать жизнь подобно тому, как отдавали ее мученики, – что может нас укреплять? Вера в то, что у Бога нет смерти и страданий. Все страдания, что мы переживаем, – временные и быстротекущие. И если мы остаемся верны Господу, то наследуем жизнь вечную. Мы становимся Его детьми и здесь, на земле, и в вечности. Любой человеческий суд, любая подозрительность и всякая злоба не должны омрачать нашей души, потому что ее состояние и есть наш «пропуск» в ту, другую, «комнату». Не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф. 10, 28).
Откровение об Отце
И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что́ вы видите, и не видели, и слышать, что́ вы слышите, и не слышали.
Лк. 10: 22-24
В сегодняшнем дневном чтении из Евангелия от Луки Иисус говорит Своим ученикам: «Все предано Мне Отцем Моим... и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть». Это изречение, почти дословно совпадающее у Матфея и Луки, имеет много параллелей в других местах, в том числе в Евангелии от Иоанна.
Речь здесь идет не об обычном человеческом познании и видении, а о познании и видении особого рода. Сын знает Отца как Бога, и Отец знает Сына как Бога: вера в Иисуса как Бога открывает для человека возможность познать и увидеть Отца. Это и есть то познание, которое Бог утаил от мудрых и разумных, но открыл младенцам — Своим некнижным ученикам.
Говоря об этом познании, святитель Феофан Затворник отмечал: «Сын же был на земле и все нужное нам открыл Сам и через Духа Святого, действовавшего в апостолах. Следовательно, что найдешь в Евангелии и апостольских писаниях, то только и будешь и можешь знать об Отце и Божеских вещах. Больше этого не ищи и помимо этого не думай где-либо еще найти истину о Боге и планах Божиих. Каким великим сокровищем обладаем мы! Все уже сказано. Не ломай головы, а только с верою прими что открыто».
Слова «блаженны очи, видящие то, что вы видите!..», которые Иисус адресует ученикам, в параллельном месте у Матфея являются частью поучения в притчах (Мф. 13:16–17). Там они призваны объяснить, почему Иисус говорит народу притчами, а ученикам разъясняет значение притч наедине. Гармонизация материала Матфея и Луки представляет значительные трудности для исследователей, исходящих из того, что Иисус никогда не повторялся. В этом случае наличие одного и того же высказывания в двух разных сюжетах у двух Евангелистов толкуется в терминах литературной зависимости: Лука должен был заимствовать его у Матфея (или наоборот).
Однако истории с двенадцатью и семьюдесятью апостолами являются наглядным подтверждением того, что Иисус мог повторять одни и те же слова в разных обстоятельствах. Такое повторение более чем естественно в ситуации, когда Учитель сначала дает наставление одной группе учеников, потом — другой. Если у обеих групп одна и та же миссия, почему они не могут получить похожие или идентичные инструкции?
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ (ГУМИЛЕВСКИЙ) О СВЯТОМ СОТНИКЕ ЛОНГИНЕ
Когда трепетала земля, человек ли мог остаться без чувства? Благодарение милосердию Небесного Отца: на Голгофе раздавались не одни злословия и клеветы. «Видев же сотник бывшая, прослави Бога, глаголя: воистину Человек сей праведен бе» (Лк. 23:47). Сотник – язычник, и славит Бога истинного. Сотник – язычник, и исповедует тайны о распятом Иисусе. Какое чудо духовного мира! Дивное явление – разбойник, кающийся в виду распятого Иисуса: но тот был из евреев, из народа, которому открыты тайны спасения людей. А язычник кающийся, язычник, узнающий тайну спасения, – это величайшее чудо в мире нравственном. «Егда вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе» (Ин. 12:32). И вот Господь исполняет Своё слово! Два обстоятельства поразили сотника – необыкновенная смерть Иисуса и чудеса, следовавшие за смертью.
ВИДЕНИЯ СВЯТЫХ СВЯТИТЕЛЮ ДИМИТРИЮ РОСТОВСКОМУ
В 1684 году святитель Димитрий Ростовский принял на себя главный труд своей жизни, который он нёс в течение 25 лет, – составление житий святых. Их писание так увлекало Димитрия, что он, работая по ночам, иногда ложился спать не раздеваясь, лишь за час до заутрени. За время работы к нему не раз приходили во сне те, о ком он писал. Сам святитель свидетельствует, что однажды ему явилась во сне великомученица Варвара, которую он особо чтил. Он просил её умолить Господа о его грехах, но святая сказала: «Не знаю, умолю ли, ты молишься по-римски». Проснувшись, он понял, что молится редко и мало, как католики, и усилил молитву. В тот день, когда он написал житие мученика Ореста, ему явился сам мученик, показал раны на руках и ногах и сказал: «Я больше претерпел за Христа мук, нежели ты написал!» Святитель подумал, не из пяточисленных ли это Орест, но на его мысль мученик ответил, что он тот Орест, «его же ты ныне житие написал». Эти чудесные явления святитель воспринял как Божие покровительство его труду.