Седмица 17-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
4:14 дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения,
4:15 но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос,
4:16 из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.
4:17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
4:18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
4:19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
Евангелие от Марка
11:27 Пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины
11:28 и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?
11:29 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю.
11:30 Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне.
11:31 Они рассуждали между собою: если скажем: с небес,- то Он скажет: почему же вы не поверили ему?
11:32 а сказать: от человеков - боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк.
11:33 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.
Евангелие от Луки
4:16 И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.
4:17 Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:
4:18 Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,
4:19 проповедовать лето Господне благоприятное.
4:20 И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.
4:21 И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.
4:22 И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?
Повседневная забота о вещах материальных, стремление к карьерному росту или другие попечения зачастую не оставляют времени для размышления о хлебе духовном, о том, что́ ведет нас к вечности. Без общения с Богом человек не может стать вполне счастливым. Ему всегда будет чего-то не хватать. Никакие земные удовольствия не способны заменить ему Божией любви. Чтобы произошла встреча с Богом, нужно сделать немногое — просто дать Ему свободу действовать в нашей жизни. Нередко люди полагают, что Бог где-то далеко от нас. Но Он как любящий Отец ожидает только, когда мы сами добровольно позволим Ему войти в нашу жизнь. Поспешим же открыть навстречу Богу двери наших сердец через молитву и добрые дела! Тогда земное существование наполнится глубоким духовным смыслом, а сердце озарит Божественная любовь.
Проповедь Иисуса в Назаретской синагоге
И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?
Лк. 4:16-22
В сегодняшнем фрагменте из Евангелия от Луки рассказывается, как Иисус читал и истолковывал в Назаретской синагоге фрагмент из книги пророка Исаии.
Словом «пророк» в древнем Израиле называли людей, которых Бог призывал особым образом, на особое служение. Библейские пророки имели опыт непосредственного общения с Богом: они получали от Бога откровения и передавали его людям. Деятельность некоторых пророков, таких как Илия, Елисей, Самуил, описана в исторических книгах Библии. От других пророков — Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и двенадцати так называемых «малых пророков» — остались книги, надписанные их именами.
Пророки были людьми, вдохновляемыми Духом Божиим. Отрывок из книги Исаии, который Иисус прочел в Назаретской синагоге (Лк. 4:16–20), начинался словами: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне благоприятное...» (Ис. 61:1–2). В книгах пророков многократно употребляются формулы «было ко мне слово Господне», «так говорит Господь», «и сказал мне Господь» и другие подобные, указывающие на то, что через пророков Сам Бог обращался к Израильскому народу. Пророки были проводниками воли Божьей, они передавали людям повеления Божьи и интерпретировали их.
Рассказ из сегодняшнего Евангелия свидетельствует о том, что Иисус умел читать. Он имеется у всех синоптиков, но только Лука уточняет, что, войдя в синагогу, Иисус начал читать по книге. Обучение в галилейской семье времен Иисуса состояло, прежде всего, в изучении Торы — Пятикнижия Моисеева, которое было Священным Писанием для всех евреев и пользовалось непререкаемым авторитетом. Тора была не просто сборником повествований об истории Израильского народа: она включала в себя и законы, по которым жил еврейский народ, и нравственные предписания, считавшиеся незыблемыми и обязательными для исполнения. Любой ребенок, воспитывавшийся в еврейской семье, должен был знать Тору. Каким образом изучали Писание? Его учили совсем не обязательно по письменному тексту. Большинство сверстников Иисуса не умело читать, и библейские тексты воспринимали на слух, заучивая их наизусть.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ПРЕПОДОБНЫЙ МАКАРИЙ ОПТИНСКИЙ О РУССКОЙ ЦЕРКВИ
Господь первоначально чрез апостолов и их преемников основал Вселенскую Православную Церковь, состоящую из пяти известных Патриархий, или частных Церквей; и когда Римская Церковь отпала от Вселенской, то Господь как бы пополнил это лишение основанием на севере Церкви Русской, просветив Россию христианством, чрез Церковь Греческую, как главную представительницу Церкви Вселенской. Внимательные и рассудительные из православных усматривают тут два дела Промысла Божия: во‑первых, Господь позднейшим обращением России к христианству охранил её от вреда папистов; во‑вторых, показал, что Россия, как просвещённая христианством чрез Греческую Церковь, и должна быть в единении с сею Церковью, как с главною представительницею Вселенской Православной Церкви, а не с другими, повреждёнными еретичеством.
УРОК СМИРЕНИЯ ОТ СТАРЦА МАКАРИЯ ОПТИНСКОГО
В 1856 году святитель Игнатий (Брянчанинов), приехав в Оптину пустынь, пожелал беседовать с тем из иноков, кто опытным путём проходит святоотеческое учение о молитве Иисусовой. Ему указали на молодого иеродиакона Алексея (Зерцалова), будущего старца Анатолия. После долгой беседы святитель сказал, что удивлён и рад встретить светски образованного и духовно опытного инока. После беседы с епископом отец Алексей встретил своего старца Макария, и, рассказывая ему о беседе с преосвященным, в простоте душевной, передал его отзыв о себе. Тогда старец стал бить его палкой, говоря: «Ах ты, негодяй, вообразил о себе, что он такой хороший! Ведь преосвященный – аристократ, на комплиментах вырос, он из любезности и сказал тебе так, а ты и уши развесил, думая, что это правда!» Но как только отец Алексей ушёл, старец сказал бывшим с ним: «Ведь как вот не пробрать? Он монах внимательный, умный, образованный, и вот – уважаемый такими людьми. Долго ли загордиться?»