Седмица 29-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
1:1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,
1:2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.
1:3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте,
1:4 будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.
1:5 Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?
1:6 Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии.
1:7 Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь.
1:8 А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты.
1:9 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.
1:10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих;
1:11 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,
1:12 и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.
Евангелие от Луки
2:1 В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.
2:2 Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.
2:3 И пошли все записываться, каждый в свой город.
2:4 Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова,
2:5 записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.
2:6 Когда же они были там, наступило время родить Ей;
2:7 и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
2:8 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.
2:9 Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.
2:10 И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:
2:11 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;
2:12 и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
2:13 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:
2:14 слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
2:15 Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что́ там случилось, о чем возвестил нам Господь.
2:16 И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.
2:17 Увидев же, рассказали о том, что́ было возвещено им о Младенце Сем.
2:18 И все слышавшие дивились тому, что́ рассказывали им пастухи.
2:19 А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.
2:20 И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то́, что слышали и видели, ка́к им сказано было.
На 1-м часе
Послание апостола Павла к Евреям1:1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,
1:2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.
1:3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте,
1:4 будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.
1:5 Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?
1:6 Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии.
1:7 Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь.
1:8 А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты.
1:9 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.
1:10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих;
1:11 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,
1:12 и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.
Евангелие от Матфея
1:18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.
1:19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.
1:20 Но когда он помыслил это,- се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;
1:21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
1:22 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:
1:23 се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.
1:24 Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,
1:25 и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.
На 3-м часе
Послание апостола Павла к Галатам3:23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
3:24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
3:25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
3:26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
3:27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
3:28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
3:29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Евангелие от Луки
2:1 В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.
2:2 Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.
2:3 И пошли все записываться, каждый в свой город.
2:4 Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова,
2:5 записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.
2:6 Когда же они были там, наступило время родить Ей;
2:7 и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
2:8 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.
2:9 Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.
2:10 И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:
2:11 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;
2:12 и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
2:13 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:
2:14 слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
2:15 Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что́ там случилось, о чем возвестил нам Господь.
2:16 И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.
2:17 Увидев же, рассказали о том, что́ было возвещено им о Младенце Сем.
2:18 И все слышавшие дивились тому, что́ рассказывали им пастухи.
2:19 А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.
2:20 И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то́, что слышали и видели, ка́к им сказано было.
На 6-м часе
Послание апостола Павла к Евреям1:10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих;
1:11 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,
1:12 и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.
1:13 Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
1:14 Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?
2:1 Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.
2:2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,
2:3 то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него,
Евангелие от Матфея
2:1 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы* с востока и говорят:
2:2 где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
2:3 Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.
2:4 И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?
2:5 Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка:
2:6 и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.
2:7 Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды
2:8 и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.
2:9 Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.
2:10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,
2:11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
2:12 И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.
На 9-м часе
Послание апостола Павла к Евреям2:11 Ибо и освящающий и освящаемые, все - от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря:
2:12 возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя.
2:13 И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог.
2:14 А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола,
2:15 и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.
2:16 Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.
2:17 Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.
2:18 Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.
Евангелие от Матфея
2:13 Когда же они отошли,- се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
2:14 Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,
2:15 и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.
2:16 Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.
2:17 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит:
2:18 глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.
2:19 По смерти же Ирода,- се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте
2:20 и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.
2:21 Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.
2:22 Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские
2:23 и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.
Когда мы делаем только то, что делала Марфа, и не делаем того, что делала Мария, когда мы не только половину или четверть, но и сотую часть своего времени не посвящаем Богу, проникновению в Его мысли, в Его слова, выстраиванию своей внутренней духовной жизни в соответствии с Божественными приоритетами, – вот тогда мы делаем страшную, непоправимую ошибку, и вся наша внешняя работа по устройству жизни становится просто суетой, потому что нет устремленности к вечным, неизменным и самым великим ценностям, без которых человеческая жизнь не состоится.
ЯВЛЕНИЕ ИКОНЫ «ЗНАМЕНИЕ» В НОВГОРОДЕ
Чудо от Новгородской иконы Божией Матери, позже названной «Знамение», случилось в 1170 году. Тогда соединённые силы русских удельных князей, возглавляемые сыном святого князя Андрея Боголюбского Мстиславом, подошли к Великому Новгороду. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Илия дивный голос, повелевающий ему взять образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Её истекли слёзы, и икона повернулась ликом к городу. На врагов напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободрённые знамением новгородцы устремились в бой и одержали победу.
СВЯТИТЕЛЬ АФАНАСИЙ КОВРОВСКИЙ О УСТАВНОМ ЧТЕНИИ МОЛИТВЫ «ОТЧЕ НАШ»
Наши богомольцы в большинстве, как бы совсем забыв, что мы уже не рабы, а искуплённые Кровью Христовою от рабства сыны Божии, вопреки наставлению Василия Великого, предпочитают во время молитвы коленопреклонение, не считаясь ни с торжественностью совершаемых Церковью праздников, ни с содержанием молитвословий. Обычно чаще всего становятся на колени и совершают поклоны во время наиболее знакомых молитвословий. Становятся на колени даже во время пения на литургии молитвы Господней. Но наипаче сию, данную Господом молитву сыновнего дерзновения, не подобает сопровождать не только коленопреклонениями, но и обычными поясными поклонами, а только в начале её, поётся ли она или читается в храме или дома, подобает оградить себя крестным знамением, как всегда пред началом чтения из Священного Писания, и не полагая поклона, откровенным лицом мысленно взирать ко Отцу Небесному. Лишь по окончании всей молитвы, при заключительном возгласе, должно осенить себя крестным знамением и сотворить поясной поклон.