Седмица 2-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
5:17 Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.
5:18 Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни.
5:19 Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.
5:20 Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать,
5:21 дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим.
6:1 Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак.
6:2 Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?
Евангелие от Матфея
9:14 Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?
9:15 И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься.
9:16 И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.
9:17 Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое.
Столь, казалось бы, распространенный и внешне нетяжкий порок, как осуждение, на деле обнаруживает очень опасные стороны духовной жизни человека, приоткрывает его болезненную и греховную суть. Ибо тот, кто живет по закону Божиему, кто стремится следовать Божественным заповедям, в первую очередь сознает собственную немощь, собственную неспособность быть верным Богу и достойным подвига Спасителя. «Чтоб не осуждать других, надо глубоко восчувствовать свою греховность и скорбеть о ней, оплакивая душу, будто мертвую. Некто сказал: когда свой мертвец дома, не станешь заботиться о мертвецах в соседстве», – наставляет и научает нас святитель Феофан Затворник.
Вопрос о посте
Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься. И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое.
Мф. 9:14-17
В связи с сегодняшним чтением из Евангелия от Матфея стоит обратить внимание на то, что по Своему образу жизни Иисус сильно отличался от Иоанна Крестителя. Если тот жил в пустыне и народ приходил к нему, то Иисус Сам ходил по городам и селениям, проповедуя на улицах, в синагогах и частных домах. Если Иоанн отличался особым аскетизмом, на что Евангелисты обращают специальное внимание (Мф. 3:4; Мк. 1:6), то об Иисусе ничего подобного в Евангелиях не говорится. Сам Иисус противопоставлял Свой образ жизни образу жизни Крестителя: «Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес. Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (Лк. 7:33–34).
Как явствует из рассматриваемого рассказа, ученики Иоанна Крестителя и фарисеев обвиняли учеников Иисуса в несоблюдении постов. Однако здесь ничего не говорится о Самом Иисусе. В Своем ответе Иисус также ничего не говорит о Себе, а только об учениках в третьем лице. Нельзя исключить того, что Его практика отличалась от практики учеников и что, по крайней мере, в некоторые дни, удаляясь от них, Он постился. Однако это не более чем догадка. Из Евангелий мы узнаем только, что иногда Он оставлял учеников, чтобы провести время в уединенной молитве.
Ответ Иисуса на вопрос Иоанновых учеников содержит две основные мысли. Первая относится ко времени после Его смерти: «когда отнимется у них жених», тогда они снова будут поститься. Другая мысль выражена в образах заплаты, пришитой к ветхой одежде, и молодого вина, влитого в ветхие мехи – то есть кожаные мешки для хранения вина. Этот образ относится не только к иудейской практике постов: в расширительном смысле он относится ко всей иудейской религиозной практике, наиболее яркими выразителями которой были книжники и фарисеи. Мысль Иисуса можно интерпретировать следующим образом: вино Нового Завета нельзя вливать в мехи ветхозаветных правил и постановлений; внешние формы благочестия, вытекающие из соблюдения буквы закона Моисеева, не способны вместить дух учения Иисуса, отличающегося радикальной новизной и требующего, помимо прочего, новых форм религиозной практики.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА ПСИХАИТА
Преподобный Иоанн Психаит вырос в многодетной семье, его родители хотели со временем принять монашество. Когда дети выросли, все они пожелали стать монахами. Отец поселился с мальчиками в константинопольском монастыре в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Чуть позже, когда некий патрикий Михаил оставил мир и устроил новую обитель в честь Пресвятой Богородицы «тон Психе», он пригласил преподобного Иоанна стать экономом, а затем и игуменом монастыря. В период иконоборчества при императоре Льве V Армянине (813–820) монастырь преподобного сохранил верность иконопочитанию и подвергся гонениям. Преподобного Иоанна сослали в Херсонес. Там однажды во время общей молитвы из его уст вдруг вышел огонь и поднялся в небо, после чего Господь дал ему дар исцеления и изгнания духов.
АВВА ИЛИЙ ИОРДАНСКИЙ О ПОБЕДЕ НАД ПЛОТСКОЙ СТРАСТЬЮ
В «Луге духовном» содержится рассказ аввы Илия, подвизавшегося у Иордана, о пережитом им искушении. Однажды в полдень кто-то постучал в его пещеру. Выйдя, он увидел женщину, которая попросила у него воды и сказала, что она тоже отшельница и её пещера недалеко. После её ухода диавол воздвиг в авве плотскую брань, так что он, не в силах оставить нечистые помыслы, вышел из пещеры в такой зной, что, казалось, камни плавились, и пошёл за женщиной, чтобы удовлетворить страсть. Когда авва уже подходил, Бог остановил его видением: земля перед ним разверзлась и поглотила авву, так что он оказался среди мёртвых тел – согнивших и испускающих нестерпимое зловоние. Некто, сияющий святостью, сказал: «Это вот тело женщины, а это – мужчины. Удовлетворяй, как хочешь и сколько хочешь, свою страсть… О, бедное человечество! За один час греховного удовольствия вы готовы погубить подвиг целой жизни!» Между тем от сильного зловония авва упал на землю, а плотская брань по благословению святого мужа прекратилась.