Седмица 33-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
4:1 Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить,
4:2 чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией.
4:3 Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению;
4:4 почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас.
4:5 Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых.
4:6 Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом.
4:7 Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах.
4:8 Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов.
4:9 Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота.
4:10 Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией.
4:11 Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
Евангелие от Марка
12:28 Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей?
12:29 Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый;
12:30 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею,- вот первая заповедь!
12:31 Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.
12:32 Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его;
12:33 и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв.
12:34 Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его.
12:35 Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов?
12:36 Ибо сам Давид сказал Духом Святым: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.
12:37 Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему? И множество народа слушало Его с услаждением.
Радость – это отблеск в нас Божиего Царства. В Боге – вечная радость. Не веселье, которым мы иногда пытаемся возместить какую-то депрессию, потерю настроения или снять стресс. Радость, идущая от Бога, не оставляет человека. И так будет в Царствии Божием, так бывает с теми людьми, которых Церковь называет святыми, – они постоянно пребывают в радости. И второе чувство должно сопровождать всех нас. Это чувство благодарности, и в первую очередь – благодарности Богу. Замечательно святитель Иоанн Златоуст сказал: «Хотя наша благодарность ничего не может прибавить Богу, она нас приближает к Нему». Когда мы благодарим Бога или даже какого-то человека, сознательно или бессознательно мы самих себя отодвигаем на второй план. Сознаем мы это или не сознаем, но мы признаем роль Бога или даже другого человека в нашей жизни. Благодарение Богу внутри себя содержит готовность человека, в том числе, и принести покаяние. Вот почему благодарение является величайшим актом религиозной жизни.
Вопрос о первейшей заповеди
Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею,- вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет. Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его. Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов? Ибо сам Давид сказал Духом Святым: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему? И множество народа слушало Его с услаждением.
Мк. 12: 28-37
Законник из сегодняшнего евангельского чтения предстает скорее как положительный персонаж и за свой разумный ответ получает от Иисуса похвалу.
Из всего многообразия ветхозаветных предписаний, знатоками которых были фарисеи и законники, Иисус извлекает самую суть, сердцевину. Все остальное, в том числе «малейшие» заповеди, о которых говорится в Нагорной проповеди, подвешено к этим основополагающим и фундаментальным духовно-нравственным императивам. Иисус часто критикует фарисеев за то, что, погруженные в мелочный формализм, они оставляют «важнейшее в законе» (Мф. 23:23). Этим важнейшим — квинтэссенцией всего закона и пророков — и оказываются две процитированные заповеди.
О взаимосвязи между двумя заповедями в контексте взаимоотношений между Иисусом и ветхозаветным законом говорит Иоанн Златоуст: «„Вторая же подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя“. Почему же подобна ей? Потому что вторая пролагает путь к первой и взаимно поддерживается ею... Итак, если любить Бога — значит любить ближнего... а любовь к ближнему имеет плодом своим хранение заповедей, то истинно сказано: „на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки“... Будучи спрошен о первой заповеди, приводит и вторую, почти настолько же важную, как и первая: хотя она и называется второй, но подобна первой... Таким образом Спаситель доказал, что Он повинуется и закону, и пророкам».
Цитируя слова царя-псалмопевца, Иисус спрашивает иудеев: «Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?» (Мф. 22:44–45; Мк. 12:36–37; Лк. 20:42–44). Уже в псалмах имя «Господь» указывает и на Бога, и на обетованного Мессию. В речи Иисуса имя «Господь» трактуется как указывающее на божественность его носителя и применяется Им к Самому Себе.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНЫХ ФЕОДОРА И ФЕОФАНА НАЧЕРТАННЫХ
Преподобные исповедники Феодор и его брат Феофан Начертанные пострадали во время второго периода иконоборческих гонений после VII Вселенского Собора. За исповедание иконопочитания их заточили в темницу. Мучители обещали им свободу, если они причастятся вместе с иконоборцами, хотя бы единожды. Но мученики ответили: «Это всё равно как бы вы сказали: “Мы только отрубим вам голову, а потом идите куда хотите”». Тогда по приказу императора Феофила на их лица раскалёнными иглами нанесли якобы позорящие их надписи – 12 стихотворных строк, в которых о святых исповедниках говорилось как о «сосудах суеверного заблуждения». Святые Феофан и Феодор с радостью восприняли мучения за Имя Господа Иисуса Христа. Вследствие перенесённых пыток за святыми братьями утвердилось наименование Начертанных.
ПРЕДАНИЕ О ПОСЕЩЕНИИ АЛЕКСАНДРОМ МАКЕДОНСКИМ ИЕРУСАЛИМА
Согласно преданию, записанному в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия, Александр Македонский побывал в Иерусалиме, когда шёл с войском из Ливана в Египет. Это произошло в 332 году до Рождества Христова. Армия Александра вышла к окраинам Иерусалима в районе города Скопус. Навстречу им на гору поднялась группа священников во главе с первосвященником Иаддуем. И вот случилось неожиданное – полководец встал на колени перед первосвященником и получил от него благословение. На удивлённые вопросы соратников Александр ответил, что видел сон, в котором старец, похожий на Иаддуя, предсказал ему победу в его войне с персами. Получив благословение, полководец направился в Иерусалим и, посетив храм, даже принёс жертву Богу. Когда же ему была показана Книга Даниила, где сказано, что один из греков сокрушит власть персов, Александр был уверен, что пророчество говорило именно о нём. Благоволя к иудеям, царь разрешил им жить по отеческим законам и освободил на седьмой год от платежа податей.