Седмица 22-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
3:17 И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.
3:18 Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе.
3:19 Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы.
3:20 Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу.
3:21 Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали.
3:22 Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога.
3:23 И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков,
3:24 зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу.
3:25 А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия.
4:1 Господа́, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах.
Евангелие от Луки
11:9 И Я скажу вам: проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,
11:10 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
11:11 Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?
11:12 Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?
11:13 Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.
Служения различны, а Господь один и тот же. Никогда не нужно завидовать тому, кто в Церкви имеет более высокое положение, чем ты. Все в Церкви служат Господу, и нет разницы между пономарем и Патриархом. Каждый имеет свое служение, каждый нужен Церкви, у каждого свое место и свой путь ко спасению. Кому много дано, с того и больше спросится. И вот эта Божественная истина помогает нам понять, что такое ответственность. Если человеку даны дары, их нельзя разрушить, их нельзя промотать ленью, их нельзя пропить, над ними нельзя надругаться нежеланием работать над самим собой, уповая на то, что дары-то есть, они мне помогут... Не должно быть превозношения старших над младшими. И каждая послушница имеет свой дар Божий и свое служение. Но и у младших не должно быть зависти к старшим, потому что Дух распределяет дары и служения.
Поучение о молитве
И Я скажу вам: проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.
Лк. 11: 9-13
В сегодняшнем евангельском чтении Иисус возвращается к теме молитвы. Этой темы он уже касался ранее, предлагая ученикам молитву «Отче наш», однако если там акцент делался на том, как ученики должны молиться, то здесь в центре внимания оказывается результат молитвы, ответ на нее Бога.
Учение Иисуса о молитве наиболее полно изложено именно в Евангелии от Луки. Помимо отрывка, который читается сегодня, в этом Евангелии мы также встречаем «притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать». В притче говорится о вдове, докучавшей судье просьбой защитить ее от соперника (Лк. 18:1–8). В обоих текстах из Евангелия Луки ясно прослеживается одна и та же мысль: если даже Бог «медлит» с исполнением просьбы человека, Он выполнит ее «по неотступности его».
Иными словами, человек призывается не просто к тому, чтобы обратиться к Богу с однократной просьбой: он должен «докучать» Богу настойчивыми просьбами до тех пор, пока они не будут исполнены. Тексты о молитве из Евангелия от Луки созвучны Нагорной проповеди, где перед нами тоже встает образ человека, настойчиво добивающегося своей цели. Этот образ создается благодаря троекратному «просите — ищите — стучите» и троекратному же «получает — находит — отворят».
Выражение «будучи злы» может показаться оскорбительным. Однако в общем контексте речи Иисуса оно не имело такого оттенка. Скорее, «зло» как атрибут человеческой природы здесь противопоставляется «благу» как божественному атрибуту. Термин «благо» Иисус считал применимым к одному лишь Богу (Мф. 19:17). Ни один человек не может считаться благим, так как в человеке добро перемешано со злом. Человек может быть злым по отношению к другим людям, но в его отношении к собственным детям добро превалирует. Любовь земного отца к своим детям является отражением любви Отца Небесного ко всем людям. Поэтому и в молитве люди вправе докучать своему Отцу.
Итак, Иисус сначала на примере фарисеев и язычников показывает, как не следует молиться. Затем Он дает ученикам образец молитвы. Наконец, Он говорит о том, как следует молиться, делая акцент на постоянстве и настойчивости. Все остальное Он оставляет на творческое усмотрение самого молящегося, который должен на своем опыте узнать, как Бог откликается на молитву и какое действие оказывает молитва на его жизнь.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
КОНЧИНА ПРЕПОДОБНОГО МОИСЕЯ ОПТИНСКОГО
Преподобный Моисей Оптинский – первый святой настоятель прославленной обители. В годы его настоятельства в Оптиной пустыни зарождается старчество. Он приглашает в обитель старца Льва, он возлагает бремя духовного окормления братии на его ученика – преподобного Макария. При нём приходит в Оптину будущий великий светильник – старец Амвросий. Преподобный Моисей имел дар прозорливости. Незадолго перед кончиной старец сказал келейнику: «Спроси, что это за женщина? Что ей надо? Зачем она меня беспокоит?» Келейник, подумал, что находящийся при смерти настоятель говорит в бреду. Но оказалось, что на крыльце действительно долго стояла женщина, желавшая получить образок для своего сына. Когда об этом узнал старец Моисей, он благословил образок для неё и сказал келейнику: «Вот теперь я спокоен».
СЛУЖЕНИЕ АПОСТОЛА ИАКОВА, БРАТА ГОСПОДНЯ
По преданию, первым епископом Иерусалима был Иаков, брат Господень. В Евангелии упоминаются четыре сводных брата Христа, которые являлись детьми праведного Иосифа Обручника от первого брака. Во время служения Христа Его братья не веровали в Него; это произошло уже после Воскресения. Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам говорит, что Господь по Воскресении отдельно явился Иакову. Апостол Иаков возглавлял первую христианскую общину в течение 30 лет. Он почитается в лике 70-ти апостолов и считается автором одного из Соборных посланий, входящих в канон Нового Завета. При апостоле Иакове прошёл первый Апостольский Собор, освободивший христиан из язычников от соблюдения обрядов закона Моисеева (обрезания и прочее). С его именем связана литургия апостола Иакова, которую в позднейшие века регулярно совершали христиане Иерусалима и Палестины. Апостол Иаков почитался как праведник даже иудеями, но в 62/63 году он был ими убит за веру во Христа: апостола сбросили с крыши Иерусалимского храма.