Седмица 15-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
4:17 Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви.
4:18 Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились;
4:19 но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу,
4:20 ибо Царство Божие не в слове, а в силе.
4:21 Чего вы хотите? с жезлом прийти к вам, или с любовью и духом кротости?
5:1 Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего.
5:2 И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело.
5:3 А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело,
5:4 в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа,
5:5 предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа.
Евангелие от Матфея
24:1 И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма.
24:2 Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено.
24:3 Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?
24:4 Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,
24:5 ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "я Христос", и многих прельстят.
24:6 Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец:
24:7 ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам;
24:8 всё же это - начало болезней.
24:9 Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое;
24:10 и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга;
24:11 и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих;
24:12 и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь;
24:13 претерпевший же до конца спасется.
Евангелие от Луки
4:31 И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние.
4:32 И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью.
4:33 Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом:
4:34 оставь; что́ Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.
4:35 Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему.
4:36 И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?
Мы знаем, что страдания, которые испытывали исповедники и мученики, были легкими в очах Божиих, скоро преходящими; и мы уже не столько говорим об этих страданиях, а просто отмечаем, что через них люди обрели спасение, потому что взирали на вечное — и в тюрьмах, застенках, и будучи оскорбляемы и угнетаемы, подвергаясь лжи и клевете, будучи презираемы и отвержены обществом. Они были сором, как в другом месте говорит апостол Павел, для мира (см. 1 Кор. 4, 13), но страдания их оказались скоро преходящими и легкими в масштабах вечности, и сегодня они, в подтверждение слов апостола Павла, вместе с Богом утверждают вечную славу.
Исцеление бесноватого в Капернауме
И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние. И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью. Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом: оставь; что́ Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему. И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?
Лк. 4: 31-36
Рассказ об исцелении бесноватого в Капернауме имеется в Евангелиях от Марка и Луки. У Луки исцеление бесноватого в Капернауме оказывается первым чудом, совершённым Иисусом после возвращения из пустыни (Лк. 4:31–37). В обоих Евангелиях связь между этим эпизодом и искушением в пустыне очевидна. Там Иисус отверг диавольский соблазн, тем самым объявив диаволу войну. Здесь Он дает первый бой в этой войне, которую апостол Павел определяет как брань «против козней диавольских... против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:11–12).
Один из этих духов злобы, вселившийся в человека, предстал перед Иисусом в капернаумской синагоге. Лука употребляет выражение «человек, имевший духа бесовского нечистого», а духа, вселившегося в человека, называет термином «демон», «бес». Глагол «запретить» в данном случае указывает на силу Иисуса, Его способность добиваться немедленного и эффективного результата.
В описываемой сцене бес говорит о себе как одном из многих: «Что Тебе до нас?», «Ты пришел погубить нас». Он говорит от имени целого легиона демонов, встревоженного пришествием в мир Сына Божия. Иисус пришел победить «всю силу вражью» (Лк. 10:19), то есть все несметное полчище демонов во главе с сатаной. Миссия Иисуса заключается в том, чтобы освободить людей от их власти. Каждый конкретный случай изгнания беса из одержимого является лишь эпизодом в войне, которую Он ведет против зла как такового во всех его воплощениях.
Нечистый дух мгновенно реагирует на повеление. Одновременно реагирует и тело освобождающегося от него человека. Согласно Луке, «бес, повергнув его посреди, вышел из него, нимало не повредив ему» (Лк. 4:35). Евангелие умалчивает о дальнейшей судьбе исцеленного. Мы не знаем, покинул ли его бес навсегда или впоследствии вернулся в него. Но мы помним слова Иисуса о нечистом духе, который, выйдя из человека, «ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит»; если же он обретает свой прежний дом «незанятым, выметенным и убранным», то «идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12:43–45; Лк. 11:24–26). Эти слова указывают на возможность возвращения демона в человека, из которого он был изгнан. В каком случае такое возвращение возможно? Если исцеленный не начнет добродетельную жизнь, но будет пребывать в грехе.
В таких эпизодах Иисус предстает отнюдь не как пассивный пацифист: Он предстает как Человек, Который не сопротивляется злу силой, но при этом не пасует перед злом, а старается доказать Свою правоту. В данном случае Он спасает Свою жизнь, что было необходимо, потому что Его время «еще не настало» (Ин. 7:6), то есть Он еще не выполнил до конца предначертанную Ему миссию.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
СВЯТИТЕЛЬ ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ О СВЯТЫХ МУЧЕНИКАХ АДРИАНЕ И НАТАЛИИ
Празднуем ныне мы двоицу святых мучеников! В этой мученической двоице только одно лицо пролило свою кровь – святой Адриан. Святая Наталия не пролила своей крови, однако и она не лишена мученического титула. Одно лицо страдает, но оба увенчиваются. Какова же причина этого? Вот объяснение мученичества её: она много сострадала святым мученикам, особенно же святому Адриану, с которым по закону супружества составляла одно тело и один дух по вере Христовой, сострадала, служа мученикам и взирая на их страдания, и сама бежала из дома и отечества ради сохранения своего целомудрия. И за всё это она сподобилась мученического венца и ликостояния на небе, наречённая мученицей без пролития крови. Нам же да будет известно, что у рабов Христовых бывает двоякое мученичество, совершаемое как самим делом, так и в духе.
ИЗ ЖИТИЯ БЛАЖЕННОЙ МАРИИ ДИВЕЕВСКОЙ
Отца блаженной Марии звали Захаром, но она называла себя Ивановной. Когда её спрашивали об этом, она отвечала: «Это мы все, блаженные, Ивановны по Иоанну Предтече». Родители Марии Ивановны умерли, когда ей едва минуло 13 лет. Мария с детства была молчалива и одинока, одета всегда была в рваное. Однажды она ушла с женщинами из своего села в Саров и больше не вернулась. Не имея постоянного пристанища, она странствовала между Саровом, Дивеевом и Ардатовом. Чаще всего бывала она в Серафимо-Дивеевском монастыре. Некоторые сестры любили её, чувствуя в ней необыкновенного человека, иные монахини не понимали её подвига, не любили и гнали. Но никогда никто не слышал от неё ни жалобы, ни стона, ни уныния, ни раздражительности или сетования на человеческую несправедливость. И Сам Господь за её богоугодную жизнь и величайшее смирение и терпение прославил её среди жителей. Начали они замечать: что она скажет или о чём предупредит, то сбывается, и у кого остановится, те получают благодать от Бога.