Седмица 18-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
5:33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.
6:1 Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость.
6:2 Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием:
6:3 да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.
6:4 И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.
6:5 Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу,
6:6 не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души,
6:7 служа с усердием, как Господу, а не как человекам,
6:8 зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный.
6:9 И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия.
Евангелие от Луки
4:16 И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.
4:17 Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:
4:18 Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,
4:19 проповедовать лето Господне благоприятное.
4:20 И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.
4:21 И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.
4:22 И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?
Проповедь Иисуса в Назаретской синагоге
И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?
Лк. 4:16-22
В сегодняшнем фрагменте из Евангелия от Луки рассказывается, как Иисус читал и истолковывал в Назаретской синагоге фрагмент из книги пророка Исаии.
Словом «пророк» в древнем Израиле называли людей, которых Бог призывал особым образом, на особое служение. Библейские пророки имели опыт непосредственного общения с Богом: они получали от Бога откровения и передавали его людям. Деятельность некоторых пророков, таких как Илия, Елисей, Самуил, описана в исторических книгах Библии. От других пророков — Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и двенадцати так называемых «малых пророков» — остались книги, надписанные их именами.
Пророки были людьми, вдохновляемыми Духом Божиим. Отрывок из книги Исаии, который Иисус прочел в Назаретской синагоге (Лк. 4:16–20), начинался словами: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне благоприятное...» (Ис. 61:1–2). В книгах пророков многократно употребляются формулы «было ко мне слово Господне», «так говорит Господь», «и сказал мне Господь» и другие подобные, указывающие на то, что через пророков Сам Бог обращался к Израильскому народу. Пророки были проводниками воли Божьей, они передавали людям повеления Божьи и интерпретировали их.
Рассказ из сегодняшнего Евангелия свидетельствует о том, что Иисус умел читать. Он имеется у всех синоптиков, но только Лука уточняет, что, войдя в синагогу, Иисус начал читать по книге. Обучение в галилейской семье времен Иисуса состояло, прежде всего, в изучении Торы — Пятикнижия Моисеева, которое было Священным Писанием для всех евреев и пользовалось непререкаемым авторитетом. Тора была не просто сборником повествований об истории Израильского народа: она включала в себя и законы, по которым жил еврейский народ, и нравственные предписания, считавшиеся незыблемыми и обязательными для исполнения. Любой ребенок, воспитывавшийся в еврейской семье, должен был знать Тору. Каким образом изучали Писание? Его учили совсем не обязательно по письменному тексту. Большинство сверстников Иисуса не умело читать, и библейские тексты воспринимали на слух, заучивая их наизусть.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ПРЕПОДОБНЫЙ АНДРЕЙ КРИТСКИЙ О КРЕСТЕ ГОСПОДНЕМ
Покланяйтесь Кресту, ибо чрез него мы познали Господа. Крест достопокланяем, ибо благословен Распявшийся на нём. Крест достопокланяем, ибо чрез него мы вкусили сладость спасения. Благословенно древо: чрез него прияли благословение народы. Благословенно древо: на нём Бог распростёрся плотию. Благословенно древо: чрез него разбойник вошёл в рай, и вкушение от сего древа истребило древле вкушённую горечь. Жилище, которое заключил прельщённый Адам, отверз благоразумный разбойник, и откуда Адам был изгнан, туда разбойник призван. Итак, в настоящий день возвысьте гласы свои и принесите славословие с поклонением Христу Сыну Божию. «Вси языцы, елики сотворил еси, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твоё: яко велий еси Ты, и творяй чудеса, Ты еси Бог един» (Пс. 85:9–10).
ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО АРХИПА ГЛИНСКОГО
В 1882 году преподобный Архип и некий священник, отец Н., рассказавший потом эту историю, тёмной ночью возвращались в Глинскую пустынь. Дорога шла по краю глубокого оврага. Кучер и отец Н. предлагали сойти, но преподобный сказал: «Молись Богу, на Него надейся, нас сохранят Ангелы Его». Отцу Н. страшно было ехать в полном мраке по краю пропасти, он мысленно осуждал святого и хотел сойти. Прозревая его мысли, старец сказал: «Сиди, я отвечаю, веруй, Господь не попустит» – и взял его за руку. «Не придется отвечать, когда ринемся головой вниз, не соберёшь и костей», – подумал священник, но покорился. Вдруг появился луч света и осветил лошадей, повозку и овраг, а всё другое осталось во мраке. Отец Н. указал кучеру на чудесное освещение, и тот кивнул молча, чтобы не потревожить старца, молившегося с закрытыми глазами. Когда опасность миновала, преподобный Архип открыл глаза, перекрестился и поблагодарил Бога, а кучер сказал: «Проехали, батюшка!» Луч света исчез, и воцарилась прежняя непроглядная тьма.