Седмица 17-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
3:8 Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия - благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово
3:9 и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом,
3:10 дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия,
3:11 по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем,
3:12 в Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него.
3:13 Посему прошу вас не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава.
3:14 Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа,
3:15 от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле,
3:16 да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке,
3:17 верою вселиться Христу в сердца ваши,
3:18 чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что́ широта и долгота, и глубина и высота,
3:19 и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею.
3:20 А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем,
3:21 Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь.
Евангелие от Марка
11:23 имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его,- будет ему, что ни скажет.
11:24 Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите,- и будет вам.
11:25 И когда стоите на молитве, прощайте, если что́ имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши.
11:26 Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших.
Евангелие от Луки
4:1 Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.
4:2 Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.
4:3 И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом.
4:4 Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим.
4:5 И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени,
4:6 и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее;
4:7 итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое.
4:8 Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.
4:9 И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз,
4:10 ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя;
4:11 и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
4:12 Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего.
4:13 И, окончив всё искушение, диавол отошел от Него до времени.
4:14 И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране.
4:15 Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем.
Господь так возжелал, чтобы созданный Им мир венцом всего имел человека и чтобы человек в природе своей отображал Его Божественные свойства. Одним из этих свойств и качеств является свобода. Бог абсолютно свободен, и Он этот дар свободы вложил в человеческую природу, причем настолько последовательно, что человек свободен даже в отношениях с Богом. Человек может вступать с Богом в связь или не вступать; он может признавать Его существование или не признавать. Бог через акт Своего творения вложил в нашу природу эту возможность выбора. Но для того чтобы люди сохраняли способность быть в общении с Ним, с Творцом, с Отцом Небесным, Он дал людям особенную силу, опять же вложив ее в человеческую природу. Эта сила именуется верой.
Искушение Иисуса в пустыне
Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим. И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи. И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего. И, окончив всё искушение, диавол отошел от Него до времени. И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем.
Лк. 4: 1-15
Сегодняшнее Евангелие повествует об искушении Иисуса в пустыне. По версии Луки, диавол сначала предлагал Иисусу превратить камни в хлебы, затем отвел его на высокую гору и показал все царства мира, после чего повел в Иерусалим и поставил на крыле храма (Лк. 4:1–13). Лука уточняет, что в течение сорока дней Иисус «ничего не ел» (Лк. 4:2). Он не упоминает об ангелах, которые приступили к Иисусу по окончании искушения, но говорит лишь, что, «окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени» (Лк. 4:13).
История ставит перед нами множество вопросов. Насколько буквально следует ее понимать? Происходило ли все действие в пустыне и было ли неким испытанием мысли для Иисуса, или же действительно Иисус и диавол вместе ходили из пустыни в Иерусалим, поднимались на крыло храма, вместе восходили на гору? Что это за гора, с которой можно было увидеть «все царства мира»? В чем смысл библейских цитат в прямой речи Иисуса и диавола, по внешней форме похожей на ученый спор двух книжников?
Сама манера изложения материала, в чем-то напоминающая библейский рассказ о том, как змий искушал Адама и Еву (Быт. 3:1–5), заставляет нас воспринимать этот рассказ не как историческое повествование, а как обобщение особого духовного опыта, пережитого Иисусом в пустыне и явившегося следствием длительного поста. Источником информации здесь может быть только Сам Иисус, поведавший об этом опыте Своим ученикам. Других свидетелей не было. Обращенные к ученикам слова Иисуса о сатане, спадшем с неба: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10:18), и другие упоминания диавола в прямой речи Иисуса подтверждают предположение об Иисусе как основном источнике.
История трех искушений Иисуса, хотя и комментировалась Отцами Церкви, не получила серьезного богословского толкования в святоотеческую эпоху. Ее толкование в основном сводилось к моралистическому призыву отвергать искушения диавола, подражая в этом Христу.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО ДАВИДА ЕРМОПОЛЬСКОГО
Преподобный Давид был в юности предводителем шайки разбойников. Достигнув старости, он задумался над своей жизнью и ужаснулся своим делам. Раскаявшийся преступник пришёл в монастырь и попросил игумена принять его в число братии. Игумен засомневался, что он выдержит суровый устав обители. Тогда бывший разбойник открылся игумену и пообещал разорить монастырь и перебить всех иноков, если ему откажут. Став монахом, преподобный Давид своими суровыми подвигами превзошёл всю братию. Через некоторое время к нему был послан Архангел Гавриил с извещением о прощении грехов. Но преподобный Давид не мог поверить, что такому великому грешнику Господь так скоро даровал прощение. Тогда Архангел возвестил, что за маловерие преподобный Давид будет немым, открывая свои уста только для молитвы и участия в церковных службах.
ПРЕДАНИЕ О ПУТЕШЕСТВИИ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА НОВГОРОДСКОГО В ИЕРУСАЛИМ НА БЕСЕ
Святитель Иоанн Новгородский ночью молился в своей келлии. Лукавый, чтобы смутить его и отвлечь от молитвы, начал плескать воду в умывальнике. Распознав его козни, святитель оградил умывальник крестным знамением, связав искусителя. Палимый силой креста бес умолял владыку отпустить его. Святой же сказал: «За твою бесстыдную дерзость повелеваю тебе в сию же ночь перенести меня в Иерусалим и поставить у церкви, где Гроб Господень, и потом в сию же ночь опять возвратить меня в мою келлию, и тогда я отпущу тебя». Бес повиновался слову святителя и, преобразившись в коня, быстро перенёс его в Иерусалим, к храму Воскресения. Святитель преклонил колена пред дверями храма, помолился, и запертые двери отверзлись сами собою, а у Гроба Господня зажглись свечи и лампады. С благодарными слезами святой поклонился Гробу Господню, облобызал животворящее древо Креста, и когда, исполнив желаемое, вышел из храма, лампады угасли и двери церковные затворились. Сев на беса, он в ту же ночь вернулся в свою келлию.