Седмица 2-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
5:10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.
5:11 И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение.
5:12 Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили.
5:13 Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона.
5:14 Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего.
5:15 Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих.
5:16 И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление - к осуждению; а дар благодати - к оправданию от многих преступлений.
Евангелие от Матфея
8:23 И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его.
8:24 И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал.
8:25 Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем.
8:26 И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина.
8:27 Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?
Церковь — это не просто общественный институт. Церковь — это таинственный богочеловеческий организм. В своей духовной основе она неизменна, как неизменен ее Глава — Господь наш Иисус Христос, Который вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8). Быть Церковью — это значит в самом ее устроении отражать принцип жизни Пресвятой Троицы. Ибо именно Живоначальная Троица являет нам образ соборности, в котором гармонично сочетаются единство и множественность, иерархичность и любовь. Церковь — это не только священно- и церковнослужители. Церковь — это целокупность всего народа Божия, возглавляемая богоустановленной иерархией, соединяемая в живое духовное единство Самим Христом. Ответственное служение церковной Полноты является важным залогом успеха нашей миссии и укрепления внутреннего единства.
Усмирение бури
И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его. И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал. Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем. И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина. Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?
Мф. 8:23-27
Усмирение бури на Галилейском море (Тивериадском озере), о котором мы читаем сегодня в Евангелии от Матфея, не было демонстрацией силы и власти Иисуса, так же как и Его сон не был лишь испытанием учеников, как о нем говорит традиционное толкование. Это чудо — одно из многочисленных подтверждений того, что Иисус обладал полноценной человеческой природой, сосуществовавшей в Нем с божественным естеством. Он уставал, как человек, и нуждался в сне. Если предположить, что, отправляясь в плавание, Иисус заранее знал о надвигающейся буре, то весь эпизод предстает как тщательно спланированное действо, осуществленное по заранее заготовленному сценарию.
Все три Евангелия, в которых рассказывается об этом эпизоде, рисуют картину, создающую прямо противоположное впечатление: шторм – а таковые и сегодня не редкость на озере Кинерет – налетел внезапно, ученики были к нему не готовы, а уставший Иисус спал. Его пробуждение и то, что за этим последовало, не было «чудом ради чуда», не было тем «знамением», которого просили от Него иудеи и которого так и не дождались.
Иисус предстает в истории усмирения бури похожим не столько на Иону, сколько на Бога из ветхозаветных писаний. Это сходство проявляется, прежде всего, в том, как Он одним мановением прекращает бурю, подобно Богу, Который «силою Своею волнует море и разумом Своим сражает его дерзость» (Иов 26:12). Однако даже сон Иисуса в данном контексте уподобляет Его Тому, Кто после сотворения мира «почил от всех дел Своих» (Быт. 2:2). Призыв учеников, обращенный к Иисусу, напоминает подобные призывы к Богу в Псалтири: «Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой!» (Пс. 3:8); «Господи! Не удаляйся от меня. Подвигнись, пробудись...» (Пс. 34:22–23); «Восстань, что спишь, Господи! пробудись...» (Пс. 43:24).
Связь между Богом и водной стихией, многократно подчеркиваемая авторами ветхозаветных книг, в Новом Завете находит свое выражение в той таинственной связи, которая возникает между Иисусом и водой — начиная с воды Иордана, в которой Он крестится, и кончая водой Галилейского озера, с которым связаны многие события Его жизни.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
ОБРЕТЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ
Евангелие повествует об усекновении главы святого Иоанна Крестителя, и что тело его было погребено учениками. Согласно преданию, местом погребения стал город Севастия в Самарии, но главу пророка Иродиада спрятала на Елеонской горе. Когда на этом месте строили храм, главу святого Предтечи нашли – то было первое её обретение. Новый хозяин местности, благочестивый человек по имени Иннокентий, перед смертью закопал главу, опасаясь за судьбу святыни. Второй раз глава была обретена в царствование императора Константина Великого и перенесена в Константинополь. Когда империю охватила ересь иконоборчества, главу увезли в город Команы и закопали. Когда ересь была побеждена, а почитание икон и святынь восстановлено, опасность поругания исчезла. Около 850 года особое посольство вернуло святыню в Царьград.
СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ О НЕТЛЕННЫХ МОЩАХ
Как сосуд, в котором долго хранится благовонная масть, заимствует от неё силу благоухания, так тело христианина, в котором постоянно обитает благодатная сила Христова, проницается ею во всём составе своём и даже благоухает ею для других. И поелику сила Христова нетленна, то естественно, что она, вселяясь в человеков, иже Христовы суть, и телесам их сообщает нетление; поелику сила Христова всемогуща, то с естеством её согласно и то, что она чрез них чудодействует. Между тем примечать можем, что не все святые участвуют в сем первом, так сказать, воскресении, которое состоит в чудесном на земли нетлении освящённых телес их. Из неравенства сей предварительной награды святым заключить можем, что сия награда им даруется не столько в воздаяние собственно им, сколько для другой, с премудростью и благостью Божиею сообразной цели. Телеса усопших святых являются в нетлении, с силою чудодейственною и живоносною, для нас, живущих, для удостоверения в Воскресении Христовом и в нашем будущем воскресении.