Седмица 5-я Великого поста
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
22:1 И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я.
22:2 Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.
22:3 Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог.
22:4 На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека.
22:5 И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам.
22:6 И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе.
22:7 И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?
22:8 Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе.
22:9 И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров.
22:10 И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.
22:11 Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я.
22:12 Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.
22:13 И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо [Исаака], сына своего.
22:14 И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире*. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится.
22:15 И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба
22:16 и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, [для Меня,]
22:17 то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих;
22:18 и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.
Книга Притчей Соломоновых
17:17 Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья.
17:18 Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего.
17:19 Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения.
17:20 Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду.
17:21 Родил кто глупого,- себе на го́ре, и отец глупого не порадуется.
17:22 Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости.
17:23 Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия.
17:24 Мудрость - пред лицем у разумного, а глаза глупца - на конце земли.
17:25 Глупый сын - досада отцу своему и огорчение для матери своей.
17:26 Нехорошо и обвинять правого, и бить вельмож за правду.
17:27 Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен.
17:28 И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои - благоразумным.
18:1 Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного.
18:2 Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум.
18:3 С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием - поношение.
18:4 Слова уст человеческих - глубокие воды; источник мудрости - струящийся поток.
18:5 Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде.
На 6-м часе
Книга пророка Исайи45:11 Так говорит Господь, Святый Израиля и Создатель его: вы спрашиваете Меня о будущем сыновей Моих и хотите Мне указывать в деле рук Моих?
45:12 Я создал землю и сотворил на ней человека; Я - Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я.
45:13 Я воздвиг его в правде и уровняю все пути его. Он построит город Мой и отпустит пленных Моих, не за выкуп и не за дары, говорит Господь Саваоф.
45:14 Так говорит Господь: труды Египтян и торговля Ефиоплян, и Савейцы, люди рослые, к тебе перейдут и будут твоими; они последуют за тобою, в цепях придут и повергнутся пред тобою, и будут умолять тебя, говоря: у тебя только Бог, и нет иного Бога.
45:15 Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель.
45:16 Все они будут постыжены и посрамлены; вместе с ними со стыдом пойдут и все, делающие идолов.
45:17 Израиль же будет спасен спасением вечным в Господе; вы не будете постыжены и посрамлены во веки веков.
Спасительное время Великого поста для того и дается нам, чтобы мы постарались изменить свою жизнь к лучшему, употребляя такие духовные средства, как пост, молитва, покаяние и доброделание. В эти дни каждый из нас призывается Церковью еще и еще раз вспомнить о Боге, о грядущем Царствии Небесном, спросить самого себя, что же нужно сделать, чтобы иметь надежду на вхождение в это Царствие. Великий пост есть школа христианской жизни, школа глубокой внутренней работы над самим собой; это уроки самоограничения, это жертва, которую каждый может принести Богу как своего рода десятину года. Святая Четыредесятница погружает нас в особую атмосферу духовной жизни, призывает к максимально возможной для каждого концентрации внимания на вечных ценностях, на работе духа, позволяет испытать себя в борьбе с неправдой, ощутить не только в глубинах своей души, но и в реальном жизненном действии вкус победы над грехом.
ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА
Упреподобного Иоанна был ученик, инок Моисей. Однажды наставник велел ему наносить в сад земли для грядок. Исполняя послушание, инок Моисей из-за сильного летнего зноя прилёг отдохнуть под тенью большого утёса. Преподобный Иоанн находился в это время в своей келлии и отдыхал после молитвенного труда. Внезапно ему явился муж почтенного вида и, разбудив святого подвижника, с упрёком сказал: «Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, а Моисей находится в опасности?» Преподобный Иоанн пробудился и стал молиться за своего ученика. Когда инок возвратился вечером, подвижник спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Инок ответил: «Я уснул под утёсом, и мне приснилось, что ты зовёшь меня. Когда я вскочил и бросился бежать, сверху с шумом упал огромный камень на место, с которого я убежал».
ПРЕПОДОБНЫЙ ИОАНН ДАМАСКИН О ИКОНОПОЧИТАНИИ
Божественное Писание осуждает тех, которые поклоняются кумирам и приносят жертвы демонам. Жертвоприношение эллинов было осуждаемо и отвергаемо. Языческие же кумиры, как изображавшие демонов, были отвергнуты и запрещены. Кроме того, кто может создать подобие невидимого, бестелесного, неописуемого и безвидного Бога? Давать форму Божеству есть дело крайнего безумия и нечестия. Потому в Ветхом Завете иконы не употреблялись. Но так как Бог, по Своему благоутробию, для нашего спасения поистине сделался человеком, не явился только в виде человека, как Аврааму и пророкам, но по существу и воистину сделался человеком, жил на земле, творил чудеса, пострадал, был распят, воскрес, вознёсся; и всё это было на самом деле, видимо людьми и описано для напоминания нам и для научения не живших тогда, чтобы мы, не видав, но услышав и уверовав, достигли блаженства с Господом. Но как не все знают грамоту и могут заниматься чтением, то отцы рассудили, чтобы всё это было рисуемо на иконах для краткого напоминания.