Седмица 27-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
Введение во храм Пресвятой Богородицы
1:39 Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин,
1:40 и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.
1:41 Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа,
1:42 и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!
1:43 И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?
1:44 Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.
1:45 И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.
1:46 И сказала Мария: величит душа Моя Господа,
1:47 и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,
1:48 что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;
1:49 что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;
1:56 Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.
Послание апостола Павла к Евреям
9:1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
9:2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
9:3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,
9:4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
9:5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
9:6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
9:7 а во вторую - однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
Евангелие от Луки
10:38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;
10:39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
10:40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
10:41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
10:42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.
11:27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
11:28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.
Царица Небесная начала Свой жизненный путь с храма. Трехлетним младенцем Она была передана родителями на воспитание в храм. И взойдя по ступеням, как свидетельствует церковное Предание, и будучи встречена самим первосвященником, Она вошла во Святая Святых. Там, в Иерусалимском храме, проходило Ее воспитание и образование. Там Она восходила от силы к силе. Там Ее замечательные природные качества, укрепляемые благодатью Божией, а также Ее доброй волей, раскрывались, принося обильный плод — настолько обильный, что как личность Она стала выше ангелов и архангелов, святее всех на земле. Царица Небесная прошла этими ступенями духовного восхождения под сенью Иерусалимского храма и тем самым дала всем нам пример того, какую огромную роль в жизни каждого человека может и должен играть храм Божий.
О втором пришествии
И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Та́к же, ка́к было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад. Вспоминайте жену Лотову. Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее. Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится. На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы.
Лк. 17: 26-37
Главной темой сегодняшнего поучения из Евангелия от Луки, как оно изложено у всех синоптиков, становятся события тех дней, о которых никто, даже Сын Божий, не знает, когда они наступят.
В раннехристианские времена ощущение «последнего времени» и близости пришествия Иисуса было очень распространено. Позднее, в IV веке, вера, долгое время скрывавшаяся от гонителей, вышла из катакомб, распространилась по всей Римской империи и фактически стала государственной религией. Тогда у многих могло создаться впечатление о том, что завет Иисуса проповедовать Евангелие «всей твари» выполнен.
Между тем, последующая история показала, что это не так. И двадцать веков спустя огромные области остаются не охваченными христианской проповедью, и миллиарды людей не имеют реального соприкосновения с Христом, даже если читали о Нем в учебниках или слышали о созданной Им Церкви через средства массовой информации.
Накануне своей трагической гибели от рук убийцы, знаменитый российский проповедник протоиерей Александр Мень прочитал публичную лекцию о христианстве. В ней он говорил: «Только близорукие люди могут воображать, что христианство уже было, что оно состоялось. Оно сделало лишь первые шаги. Многие слова Христа нам до сих пор непостижимы, потому что мы еще неандертальцы духа. Потому что история христианства только начинается, и то, что было раньше, то, что мы сейчас исторически называем историей христианства, — это наполовину неумелые и неудачные попытки реализовать его».
Оставляя в стороне субъективную и спорную оценку христианской истории, остановимся на ключевой мысли — о том, что история христианства только начинается. Это высказывание вносит свежую струю в многовековые споры о том, когда наступит конец света и долго ли еще просуществует христианская цивилизация.
В наши дни даже светские философы предрекают «конец истории» и пишут о «последнем человеке», а называть нашу эпоху «постхристианской» стало общим местом. «Последнее время» началось с пришествием на землю воплощенного Сына Божьего — Иисуса Христа. Но оно может длиться долго, и конца истории можно ждать еще в течение многих столетий. Пророчества Иисуса сбываются в разные эпохи: народы восстают на народы, происходят войны, глады, моры и землетрясения, восстают лжепророки и соблазняют многих, во многих охладевает любовь. Но близость второго пришествия и конца истории нельзя воспринимать исключительно в хронологических категориях.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ИЗ ЖИТИЯ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА
Святитель Иоанн Златоуст, узнав, что еретики ариане соблазняют православных, обратился к императору Аркадию с просьбой прогнать их из города. «Тому, кто носит царский венец, – сказал он царю, – и собирает для его устроения драгоценные камни, не следует смешивать с ними камни тёмные, чтобы не посрамить этим всю красоту венца. Да прикажет ваша власть, чтобы ариане, покаявшись в богохульстве своём, пришли к православной вере или чтобы были изгнаны из города. Я умоляю твою кротость приказать, чтобы это было совершено, и не позволять, чтобы во всесвятом твоём царстве хулился Сын Божий, да не навлечём на самих себя гнев. Ибо Он не будет до конца терпеть, когда мы так поступаем». Император послушал святителя Иоанна Златоуста и изгнал ариан из столицы, а их имущество было конфисковано.
О НЕВОЛЬНЫХ ОТСТУПНИКАХ ОТ ХРИСТА (361–363)
Святитель Григорий Богослов записал эту историю гонений, устроенных императором Юлианом Отступником (361–363). Желая заставить христианвоинов отречься от Христа, правитель назначил день раздачи царских даров. Под видом древнего обычая раздача включала в себя языческие элементы: «предложено было золото, предложен и ладан; поблизости был огонь. Надлежало возложить на огонь фимиам и получить от царя цену своей погибели». Христиане, не подозревая обмана, приняли участие в церемонии. Когда же они пришли в церковное собрание, то были обличены как отступники. Когда, замерев от ужаса, воины спросили, что это за новость, когда это они отреклись, и получили страшный ответ, то побежали в город и в исступлении начали кричать, требуя себе смерти: «Мы христиане! Да внемлет нам Бог, ради Которого живём и готовы умереть!» Они вернули золото царю и были отправлены в изгнание, так как царь «удержался умертвить их явно, чтобы не сделать мучениками тех, которые были уже мучениками, насколько было это в их власти».