Седмица 22-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
Празднование Казанской иконе Божией Матери
1:39 Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин,
1:40 и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.
1:41 Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа,
1:42 и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!
1:43 И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?
1:44 Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.
1:45 И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.
1:46 И сказала Мария: величит душа Моя Господа,
1:47 и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,
1:48 что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;
1:49 что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;
1:56 Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.
Послание апостола Павла к Филиппийцам
2:5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
2:6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
2:7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
2:8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
2:9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
2:10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
2:11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Евангелие от Луки
10:38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;
10:39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
10:40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
10:41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
10:42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.
11:27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
11:28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.
Покой в сердце и радость являются величайшими показателями полноты человеческой жизни. Покой есть дар Духа Святого, а свобода человека есть дар Божественный, вложенный в его природу. Когда человек живет по дару Христову, когда живет по закону благодати, тогда его воля наполняется Божественным смыслом. Он становится человеком действительно свободным – не рабом своих страстей, не ведóмым сильными мира сего, не ведóмым человеческими страстями, но свободным во Христе.
Исцеление слуги сотника
Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то вошел в Капернаум. У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти. Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его. И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу. Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; потому и себя самого не почел я достойным прийти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой. Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то́, и делает. Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры. Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим.
Лк. 7: 1-10
Исцеление слуги сотника описано у двух синоптиков (Мф. 8:5–13; Лк. 7:1–10). У Луки рассказу об исцелении слуги сотника предшествуют повествования о нескольких чудесах, а также Проповедь на равнине (Лк. 6:21–49), тематически перекликающаяся с Нагорной проповедью: по ее окончании Он оказывается в Капернауме, где и происходит чудо.
Рассказ Луки близок к Матфею, но отличается от него рядом деталей. Оба рассказа очевидным образом представляют собой два варианта одной истории. У обоих действие происходит в Капернауме, и герой рассказа назван сотником, что указывает на римлянина, находившегося на военной службе и командовавшего сотней солдат. Сотник не был высоким военачальником: он принадлежал к среднему командному звену (приблизительным современным эквивалентом сотника является командир роты в звании майора). Принято считать, что сотник состоял на службе у римского императора, однако римские войска в то время не были расквартированы в Галилее. Скорее всего, он служил в войске Ирода Антипы. Это сближает его с царедворцем из Евангелия от Иоанна.
У Луки для его обозначения того, о ком он просит, используется два термина: «мальчик» и «слуга», «раб». Сотник посылает к Иисусу своих слуг. Слуги уговаривают Иисуса прийти в дом сотника, Он отправляется в путь, но по дороге его встречают слуги, передающие ему то же, что у Матфея сотник говорит сам: «Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой». Реакция Иисуса в обоих случаях передана одинаково: он хвалит веру язычника, приводя его в пример следующим за Ним иудеям. Исцеление в обоих случаях происходит на расстоянии: у Матфея Иисус объявляет об исцелении сотнику, у Луки посланные находят слугу выздоровевшим.
В обоих Евангелиях в центре внимания оказывается вера просителя, само исцеление происходит заочно: Иисус не приходит в дом просителя, не видит мальчика, не прикасается к его телу. Исцеление происходит по слову Иисуса, которому поверил проситель.
Сотнику, о котором рассказывают Матфей и Лука, не случайно уделено столько внимания в повествовании. Согласно Луке, он, будучи римлянином, с уважением относился к еврейским обычаям, построил для жителей города синагогу. Теперь, когда его постигла беда, старейшины иудейские сочувствуют ему. Но своих средств помочь ему у них нет, и они ходатайствуют о нем перед Иисусом. Иисус с удивлением говорит о нем народу: «и в Израиле не нашел Я такой веры».
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИКОЛЫ СВЯТОШИ
Преподобный Никола Святоша, в миру Святослав, князь Черниговский, в 1106 году удалился в Киево-Печерский монастырь, где принял постриг с именем Николай. Он первым из русских князей стал монахом и добровольно принял на себя тяжёлые и считавшиеся унизительными для княжеского достоинства послушания. Пройдя послушания в поварне, привратника и трапезаря, он принял подвиг безмолвия и непрестанно творил Иисусову молитву. На деньги, которые братья посылали ему, он покупал книги для обители. На свои средства святой построил в монастыре храм Святой Троицы и больничную церковь во имя святителя Николая, своего небесного покровителя. В 1142 году он по просьбе великого князя Всеволода примирил черниговских князей, братьев Ольговичей, что помогло избежать кровопролития. Скончался преподобный в 1143 году.
СВИДЕТЕЛЬСТВА ДРЕВНИХ ОТЦОВ О НАПИСАНИИ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ МАРКА
Святой Папий Иерапольский (около 60–135): «Марк, став переводчиком Петра, аккуратно записал всё, что делал или говорил Господь, как запомнил, но не по порядку, ибо сам не слышал Христа и не ходил с Ним. Позднее он сопровождал Петра, который говорил, сообразуясь с обстоятельствами, а не излагая слова Господа по порядку. Марк нисколько не погрешил в том, что записал всё, как запомнил. Он заботился только об одном: как бы не пропустить или не исказить ничего из того, что он слышал». Священномученик Климент Римский (около 150–215): «Свет веры настолько озарил разум слушателей Петра, что они не сочли достаточным услышать только устную проповедь и познакомиться с ней однажды по слуху. Они всячески уговаривали и убеждали Марка, чьё Евангелие мы имеем, а был он спутником Петра, чтобы он оставил для них запись учения, переданного им устно… Как рассказывают, апостол, узнав по откровению Духа то, что свершилось, возрадовался людскому рвению и разрешил читать это Евангелие в церквах».