Седмица 18-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
5:25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
5:26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
5:27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
5:28 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.
5:29 Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь,
5:30 потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.
5:31 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.
5:32 Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.
5:33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.
Евангелие от Луки
4:1 Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.
4:2 Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.
4:3 И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом.
4:4 Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим.
4:5 И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени,
4:6 и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее;
4:7 итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое.
4:8 Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.
4:9 И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз,
4:10 ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя;
4:11 и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
4:12 Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего.
4:13 И, окончив всё искушение, диавол отошел от Него до времени.
4:14 И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране.
4:15 Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем.
Современному человеку свойственно полагаться на свою собственную силу. Так люди обычно поступают в своей жизни — личной, семейной, государственной. Нам кажется, что мы только своей силой и можем победить врага. На самом деле господином истории является Господь, Ему подчиняется ход исторических событий. И мы знаем случаи, когда незначительное войско побеждало во много крат превосходящего противника и потом никто не мог понять, почему это произошло. Мы, верующие люди, верим в то, что такие чудеса происходят силой Божией, которая является нам в ответ на нашу молитву.
Искушение Иисуса в пустыне
Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим. И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи. И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего. И, окончив всё искушение, диавол отошел от Него до времени. И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем.
Лк. 4: 1-15
Сегодняшнее Евангелие повествует об искушении Иисуса в пустыне. По версии Луки, диавол сначала предлагал Иисусу превратить камни в хлебы, затем отвел его на высокую гору и показал все царства мира, после чего повел в Иерусалим и поставил на крыле храма (Лк. 4:1–13). Лука уточняет, что в течение сорока дней Иисус «ничего не ел» (Лк. 4:2). Он не упоминает об ангелах, которые приступили к Иисусу по окончании искушения, но говорит лишь, что, «окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени» (Лк. 4:13).
История ставит перед нами множество вопросов. Насколько буквально следует ее понимать? Происходило ли все действие в пустыне и было ли неким испытанием мысли для Иисуса, или же действительно Иисус и диавол вместе ходили из пустыни в Иерусалим, поднимались на крыло храма, вместе восходили на гору? Что это за гора, с которой можно было увидеть «все царства мира»? В чем смысл библейских цитат в прямой речи Иисуса и диавола, по внешней форме похожей на ученый спор двух книжников?
Сама манера изложения материала, в чем-то напоминающая библейский рассказ о том, как змий искушал Адама и Еву (Быт. 3:1–5), заставляет нас воспринимать этот рассказ не как историческое повествование, а как обобщение особого духовного опыта, пережитого Иисусом в пустыне и явившегося следствием длительного поста. Источником информации здесь может быть только Сам Иисус, поведавший об этом опыте Своим ученикам. Других свидетелей не было. Обращенные к ученикам слова Иисуса о сатане, спадшем с неба: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10:18), и другие упоминания диавола в прямой речи Иисуса подтверждают предположение об Иисусе как основном источнике.
История трех искушений Иисуса, хотя и комментировалась Отцами Церкви, не получила серьезного богословского толкования в святоотеческую эпоху. Ее толкование в основном сводилось к моралистическому призыву отвергать искушения диавола, подражая в этом Христу.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ИЗ ЖИТИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КОРНИЛИЯ СОТНИКА
После обращения к истинной вере возле Креста Господа Иисуса Христа святой Корнилий Сотник стал епископом города Скепсии. В городе жил князь по имени Димитрий, изучивший древнегреческую философию и ненавидевший христианство. Когда святой Корнилий стал ему проповедовать, князь разъярился и потребовал от Корнилия принесения жертвы идолам. Святой Корнилий молитвой сокрушил идолов вместе с капищем, но Дмитрий ещё более озлобился и повелел заточить епископа в темницу. В это время князю сообщили о том, что его жена и сын попали под обломки рухнувшего храма, но остались в живых и из-под обломков призывают на помощь христианского Бога. Князь обрадовался, уверовал во Христа и освободил бывшего сотника. Святой Корнилий обратил к истинной вере всех жителей города и мирно скончался в глубокой старости.
ЯВЛЕНИЕ НОВОНИКИТСКОЙ ИКОНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Новоникитская икона Божией Матери, одна из древнейших православных икон, получила своё название по имени великомученика Никиты, которому Она явилась в IV веке. По преданию, воин Никита, из готфов, увидел во сне Отрока, державшего в Своей руке Крест. Проснувшись, он долго размышлял над смыслом этого видения. Христианка Иулиания, по откровению от Бога, сказала Никите, чтобы он обратил взор на собственную грудь. К несказанному удивлению он обнаружил у себя на груди икону Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем, стоящим на коленях Своей Матери и держащим в руке Крест. «Это же самое изображение я видел во сне!» – воскликнул святой. Явление иконы произвело на него такое впечатление, что он немедленно принял святое Крещение у Феофила, епископа Готфского, и стал трудиться в распространении христианства среди соплеменников. Вскоре началось гонение на христиан, и святой Никита принял мученическую смерть на костре, с явленной ему иконой на груди. Тело мученика и святой образ не повредились в огне.