Седмица 28-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
3:8 И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.
3:9 Итак верующие благословляются с верным Авраамом,
3:10 а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.
3:11 А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.
3:12 А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.
Евангелие от Луки
13:18 Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его?
13:19 Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его.
13:20 Ещё сказал: чему уподоблю Царствие Божие?
13:21 Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.
13:22 И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму.
13:23 Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им:
13:24 подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут.
13:25 Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы.
13:26 Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты.
13:27 Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды.
13:28 Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон.
13:29 И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием.
Смиренный человек – это тот, кто поставляет себя под суд Божий. Что же происходит в ответ на нашу готовность уступить Богу главное место в своей жизни, продолжая при этом свою профессиональную деятельность, обучаясь или работая, неся домашнее служение или занимаясь политикой и экономикой? Что помогает человеку, оставаясь смиренным, достигать высоты, славы, чести и величия? Ответом на этот вопрос являются слова: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет. 5, 5). Если мы уступаем Богу главное место в своей жизни, если Бог становится для нас самым главным в жизни, то все второстепенное, что мы призваны делать в силу своего призвания, положения или профессионального долга, совершается с помощью Божией.
О верности в малом
Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Слышали всё это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним. Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца́ ваши, ибо что высоко у людей, то́ мерзость пред Богом.
Лк. 16: 10-15
Слова «верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом», с которых начинается сегодняшнее евангельское чтение, говорят о том, что человек, сумевший правильно распорядиться «малым», то есть земным богатством, получит богатство небесное. Эти слова напоминают то, что в притче о талантах господин говорит двум рабам, правильно употребившим полученные от него деньги: «Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф. 25:21, 23).
В контексте сказанного дополнительные обертоны приобретает и приведенное в комментарии к притче изречение, которое мы встречаем также в Нагорной проповеди: о том, что человек не может служить двум господам (Мф. 6:24). Маммона существует не для того, чтобы человек служил ей, как своему господину, но для того, чтобы человек распоряжался ей, как домоправитель распоряжается чужим имуществом. Человек ничего не может создать из ничего. Даже если он что-то приобрел своим собственным трудом, это произошло благодаря тому, что Бог дал ему соответствующие способности, возможности, благоприятные сопутствующие обстоятельства. И Бог ожидает, что человек будет возвращать хотя бы часть этого богатства Ему посредством милостыни, оказываемой бедным.
Бог призывает человека быть таким же щедрым по отношению к своим ближним, каким Сам Он являет Себя по отношению к человеку. Эта щедрость может касаться не только богатств материальных: человек призван делиться с другими своими интеллектуальными, душевными и духовными богатствами. Поступая так, он тоже действует подобно мудрому управителю, с максимальной пользой для себя распорядившемуся имуществом своего господина.
Евангелие дня с митрополитом Иларионом также доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
ИЗ ЖИТИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КЛИМЕНТА
Священномученик Климент Римский родился в столице империи в знатной семье. Ещё младенцем он был разлучён с родителями и вырос у чужих людей. Получив блестящее образование, он оставил Рим и прибыл на Святую землю, где стал свидетелем проповеди апостола Варнавы и принял Крещение от самого апостола Петра. После наставления апостолом в христианском учении святой Климент сам стал благовестником. Проповедуя Евангелие, он нашёл свою семью – родителей и братьев, после этого ставших христианами. Апостол Пётр рукоположил святого Климента во епископа. Считается, что святитель Климент был четвёртым епископом Рима и занимал эту кафедру с 92 года. В 101 году по обвинению в неуважении богов по приказу императора Траяна священномученик Климент был сослан в Херсонес Таврический, где принял мученическую смерть.
ПРИБЫТИЕ ПЕРВЫХ СВЯТЫХ МОЩЕЙ НА РУСЬ
Мощи святого Климента, папы Римского, – первые святые мощи на Руси. В 988 году великий князь Киевский Владимир, захватив Херсонес, приказал перенести в Киев главу святителя Климента и мощи его ученика Фива. Об этом рассказывает «Повесть временных лет»: «Владимир взял царицу, и Анастаса, и священников корсунских с мощами святого Климента и Фива, ученика его, взял и сосуды церковные, и иконы на благословение себе». Мощи были перенесены вместе с резным мраморным саркофагом, в котором они покоились в Херсонесе, и положены в Десятинной церкви – первом каменном храме Киевской Руси. «Слово на обновление Десятинной церкви», написанное в середине XI века, свидетельствует о глубоком почитании святителя Климента на Руси и называет его первым небесным заступником Русской земли: «истинный заступник стране Русской, и венец преукрашенный славному и честному граду нашему». Мощи святого, наряду с крестом, привезённым святой Ольгой из Константинополя, были тогда главной и единственной отечественной святыней.