Седмица 32-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
2:14 Что́ пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?
2:15 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания,
2:16 а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы?
2:17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
2:18 Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.
2:19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.
2:20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?
2:21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?
2:22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?
2:23 И исполнилось слово Писания: "веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим".
2:24 Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?
2:25 Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?
2:26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.
Евангелие от Марка
9:42 А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море.
9:43 И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый,
9:44 где червь их не умирает и огонь не угасает.
9:45 И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый,
9:46 где червь их не умирает и огонь не угасает.
9:47 И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную,
9:48 где червь их не умирает и огонь не угасает.
9:49 Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится.
9:50 Соль - добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою.
10:1 Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их.
Слово Божие – живая вода, которая истекает от Самого Бога. Эти слова, западая в душу, никого не оставляют равнодушным. Многие открывают навстречу слову свой разум, свое сердце, покоряют ему свою жизнь; другие, если слово идет вразрез с их привычками, обычаями, особенно греховными страстями, начинают бороться с ним, причем с такой силой, с какой не борются ни с одним человеческим словом. Но все гонения против Христа, все восстания на слово Божие лишь свидетельствуют о том, что это Божественное слово, потому что никогда, ни при каких обстоятельствах и нигде человеческие слова не подвергались такому сопротивлению, как подвергалось ему слово Божие.
О соблазнах
А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море. И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает. Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится. Соль - добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою.
Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их.
Мк. 9: 42 – 10: 1
Комментарий митрополита Илариона:
В евангельском фрагменте, читаемом сегодня, говорится о соблазнах. Иисус обращается к тому, что происходит внутри человека, к его сердцу. Именно там сокрыт источник преступлений и грехов. Иисус призывает не просто избегать греховных поступков, но и бороться с теми помыслами и чувствами, которые к ним приводят. В этом смысл слов о глазе, который необходимо вырвать, руке и ноге, которые надо отсечь. Мы можем предположить, что Иисус неоднократно использовал эти образы, указывая на трудность борьбы с греховными вожделениями: вырвать их из сердца не менее трудно и больно, чем вырвать глаз, отсечь руку или ногу.
Образно говоря о соли, Иисус, по словам Иоанна Златоуста, как бы обращался к ученикам: «Слово, которое вы слышите, относится не только к вашей жизни, но и ко всей вселенной. Я посылаю вас не в два, не в десять, не в двадцать городов, не к одному народу, как некогда пророков, но на сушу и море, во всю вселенную». Говоря «вы — соль земли», Христос «показал, что вся человеческая природа обезумела и прогнила от грехов. Поэтому Он требует от учеников таких добродетелей, которые были особенно необходимы и полезны для других».
Какую роль должны играть христиане в мире? Подобно душе в теле, они должны одухотворять жизнь мира. Подобно соли в пище, они призваны делать жизнь людей содержательной, наполненной смыслом, предохраняя человеческое сообщество от порчи и разрушения через вражду, ненависть, конфликты, месть. Наличие в мире Церкви как сообщества людей, живущих по более высоким в нравственном отношении законам, чем те, которые прописаны в земном законодательстве, должно преображать мир изнутри, менять его к лучшему, поднимать человечество в целом на новый уровень бытия.
ИЗ ЖИТИЯ МУЧЕНИКА СЕВАСТИАНА МЕДИОЛАНСКОГО
Святой Севастиан был начальником дворцовой стражи при императорах Диоклетиане и Максимиане (284–305). Он пользовался авторитетом и уважением у язычников как человек храбрый, мудрый и исполнительный. Будучи тайным христианином, Севастиан старался помогать верующим, подвергшимся гонениям. Так, он вдохновил на подвиг страданий двух братьев, Маркеллина и Марка, которые под влиянием любящих их родственников готовы были отречься от Христа. Вдохновенную речь Севастиана услышала Зоя, жена хранителя царской казны, в доме которого содержались братья. Она была шесть лет нема, но по молитве святого получила исцеление, после чего она и её муж Никострат крестились. Это обращение стало началом миссии Севастиана в римских тюрьмах, приведшее к Крещению более 60 человек, в том числе начальника тюрем Клавдия.
ИЗ СЛОВА НА НОВЫЙ ГОД СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА
Суд при дверях, жизнь клонится к старости. Так любомудрствуй при начале новых месяцев; это приводи на память при годовых кругообращениях; станем помышлять о будущем дне, чтобы не сказал кто-то о нас то, что сказал пророк об иудеях: «исчезоша в суете дние их, и лета их со тщанием» (Пс. 77:33). Такой праздник, о каком я сказал, постоянный, не ожидающий круговращения годов, не ограничивающийся известными днями, может равно праздновать и богатый и бедный. Нет у тебя денег? Но есть страх Божий, сокровище лучшее всяких богатств, которое не повреждается, не изменяется и не истощается. Посмотри на небо, на небеса небес, на землю, море, воздух, разнородных животных, разнообразные растения, на всю человеческую природу; помысли об Ангелах, Архангелах, Вышних силах; вспомни, что всё это – богатство твоего Владыки. Быть не может, чтобы слуга столь богатого Владыки был беден, если Господь его милостив к нему. Наблюдать дни несообразно с христианским любомудрием, но это – дело языческого заблуждения.