Количество просмотров Поделиться Facebook Instagram Twitter ВКонтакте
31
Января / 2025 ГОД
По новому стилю
18
Января
По старому стилю
выбрать дату
  • Святые дня / праздники
  • Чтение Апостола, Евангелия
  • Цитата Патриарха
  • Евангелие дня
  • События дня
  • Главные праздники
  • Дни поста
  • Дни особого поминовения усопших



выбрать дату
К РАЗДЕЛАМ
  • Главные праздники
  • Дни поста
  • Дни особого поминовения усопших
Чтение Апостола, Евангелия
Первое послание Петра
1:1 Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным,
1:2 по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится.
1:10 К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати,
1:11 исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу.
1:12 Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы.
2:6 Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится.
2:7 Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна,
2:8 о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены.
2:9 Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
2:10 некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы.
Евангелие от Марка
12:1 И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.
12:2 И послал в свое время к виноградарям слугу - принять от виноградарей плодов из виноградника.
12:3 Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем.
12:4 Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем.
12:5 И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.
12:6 Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего.
12:7 Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше.
12:8 И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника.
12:9 Что же сделает хозяин виноградника? - Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.
12:10 Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла;
12:11 это от Господа, и есть дивно в очах наших.
12:12 И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.

Цитата Патриарха

Апостол Иоанн учит нас, что любовь к Богу и любовь к ближнему — неотделимы (1 Ин. 4, 12). Предоставить Богу центральное место в своей жизни означает отдавать свою любовь не только Ему, но и людям. Любовь к ближнему, жертвенность, способность дарить себя другим являются важнейшими измерениями религиозной жизни человека. Почему именно жертва определяет такое понятие, как любовь? Ответ на этот вопрос дает Сам Бог, ибо так возлюбил Бог мир, что отдал на мучения Сына Своего Единородного (Ин. 3, 16). Господь приносит Себя в жертву, принимает тяжкие страдания и крестную смерть не потому, что так было предопределено, а по Его великой любви к людям.

Евангелие дня

Притча о злых виноградарях

И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился. И послал в свое время к виноградарям слугу - принять от виноградарей плодов из виноградника. Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем. Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем. И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали. Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше. И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника. Что же сделает хозяин виноградника? - Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим. Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших. И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.

Мк. 12: 1-12

В сегодняшнем дневном чтении из Евангелия от Марка звучит притча о злых виноградарях. Фигура возлюбленного сына оказывается в притче центральной. Она как бы оттесняет на второй план фигуру хозяина, который так и остается за кадром на протяжении всей притчи. Он принимает все решения, он направляет к бунтарям одно посольство за другим, он выносит им конечный приговор, но он так и не появляется на сцене. Вместо себя он посылает сына, и в этом, конечно же, нельзя не увидеть прямого отражения того, что Иисус многократно говорил иудеям о Своем Отце: Отец послал Сына в мир (Ин. 5:36–37); Сын действует от имени Отца (Ин. 5:17–19); Сын исполняет не Свою волю, но волю Отца (Ин. 6:38).

Центральное значение фигуры сына подчеркивается использованием образа камня, который «отвергли строители», но который «сделался главою угла». Этот образ, заимствованный из Псалтири (Пс. 117:22), указывает на камень, который кладется в основание дома. Апостол Петр говорит об Иисусе Христе как о краеугольном камне веры (1 Пет. 2:6–8).

Ранее, в Кесарии Филипповой, Иисус использовал образ камня применительно к Петру (Мф. 16:18). В притче о злых виноградарях Он использует этот образ применительно к Самому Себе, указывая на центральное значение Своего пришествия в мир для истории не столько Израиля, сколько «народа, приносящего плоды» — спасенного человечества, объединенного в Церковь как Новый Израиль. Так притча постепенно выводит слушателя далеко за пределы темы взаимоотношений между Богом и конкретным народом, приобретая всечеловеческий масштаб.

Как и многие другие поучения и притчи Иисуса, притча о злых виноградарях завершается тем, что люди оказываются разделенными на две группы: уверовавших и не уверовавших, покаявшихся и не покаявшихся, овец и козлов, спасенных и обреченных на мучения. Окончательное разделение должно произойти на Страшном суде, но начиналось оно уже на земле, где одни откликались на проповедь Иисуса и Его чудеса, а других Его слова и действия только все больше и больше раздражали. Эту смешанную реакцию мы наблюдаем и когда рассматриваем чудеса Иисуса, и когда обсуждаем Его поучения и притчи.

Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».

Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.

События дня

ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИКИФОРА ПРОКАЖЕННОГО

Преподобный Никифор (Джанакакис) родился на острове Крит в 1890 году в благочестивой семье. Первые симптомы страшного заболевания проявились у него ещё в детстве. Когда проказа стала распространяться по его телу, подвижник отправился на остров Хиос и поступил в местный лепрозорий. Здесь вскоре состоялся его постриг. Преподобный Никифор много трудился в окрестных садах и огородах, пел на клиросе. В 1957 году практически слепой и прикованный к постели старец был переведён в противолепрозную станцию Святой Варвары в Афинах. Святой переносил страдания со смирением и в непрестанной молитве. За безграничное терпение и любовь Господь наделил преподобного Никифора даром пророчества и утешения. Когда 4 января 1964 году преподобный Никифор преставился ко Господу, от его мощей исходило благоухание.

О ВОЛХВАХ И «ЗВЕЗДЕ ОТ ИАКОВА»

Из Евангелия от Матфея известно о том, что волхвы пришли с востока, чтобы поклониться Младенцу Христу и принести Ему дары. Число волхвов в Евангелии неизвестно, но начиная с III века утвердилось число три. Впервые это предположение высказал Ориген (185–253/4), символически связав волхвов с тремя мужами, которые встречали Исаака (Быт 26:27–29), а также с числом даров. Конкретные имена трёх волхвов – Каспар, Мельхиор и Валтасар – возникают только в раннем Средневековье; это нельзя отнести к церковному Преданию, хотя мнение стало общепринятым. Так как звезда, указавшая волхвам путь к месту рождения великого Царя, иногда соотносилась толкователями с мессианским предсказанием о восхождении звезды от Иакова (Числ. 24:17), невольно сделанным языческим прорицателем Валаамом, то начиная с Оригена существовало представление, что волхвы – это потомки Валаама, из поколения в поколение передававшие это пророчество, пока оно, наконец, не исполнилось в Рождестве Христа и Вифлеемской звезде.

Источник: pravoslavniy-calendar.ru