Седмица 17-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
1:26 Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных;
1:27 но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное;
1:28 и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее,-
1:29 для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.
Евангелие от Иоанна
8:21 Опять сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете прийти.
8:22 Тут Иудеи говорили: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: "куда Я иду, вы не можете прийти"?
8:23 Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира.
8:24 Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших.
8:25 Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам.
8:26 Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру.
8:27 Не поняли, что Он говорил им об Отце.
8:28 Итак Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю.
8:29 Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно.
8:30 Когда Он говорил это, многие уверовали в Него.
Первое послание апостола Павла к Коринфянам
14:20 Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.
14:21 В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь.
14:22 Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих.
14:23 Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?
14:24 Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится.
14:25 И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог.
Евангелие от Матфея
25:1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
25:2 Из них пять было мудрых и пять неразумных.
25:3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.
25:4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
25:5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
25:6 Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.
25:7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
25:8 Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.
25:9 А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.
25:10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;
25:11 после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.
25:12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.
25:13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
В наше время круг общения у каждого человека может быть неограничен. Мы живем в так называемом открытом информационном обществе, на нас распространяется огромный поток информации, и сколько же в этой информации злого, губительного, ядовитого, сколько духовной инфекции! Что же делать? То же самое, что и при подборе друзей: осмотрительно выбирать, что читать, а что не читать, что смотреть, а что не смотреть... И это не слабость, а разумный подход к определению тех, с кем следует общаться, а с кем общаться не следует. Думаю, что пример здорового человека в инфекционной палате может помочь понять логику подобных рассуждений даже тем, кто очень бы не хотел, чтобы верующие люди отказывались потреблять информационный продукт, несущий в себе бациллы неизлечимых духовных болезней.
Притча о десяти девах
Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
Мф. 25: 1-13
В сегодняшнем Евангелии читается притча о десяти девах. Эта притча имеет богатую историю толкования в святоотеческой традиции и нашла толкование также в литургической традиции Православной Церкви. За богослужением она читается не только в один из дней церковного года, как сегодня, но и в особое время – на Страстной седмице, в Великий вторник.
Важную роль в притче играет образ светильника. Как правило, светильники были глиняными, с заправленными внутрь фитилями, подпитывавшимися оливковым маслом. Недостаток масла в светильниках неразумных дев объясняется не тем, что у них вообще не было масла, а тем, что они не взяли с собой масла в запас. Изначально они, конечно же, налили масло в светильники, но не рассчитывали, что жених может задержаться. Мудрые же заранее предвидели эту возможность, а потому не только налили масла в светильники, но еще и запаслись дополнительным количеством масла. Пока девы дремали и спали, их светильники горели. Когда среди ночи раздался голос, возвещающий о приходе жениха, им оставалось только поправить светильники и долить туда масла. Тут-то и обнаружилось, что светильники неразумных дев гаснут, а масла у них в запасе нет.
Зажженные светильники — это метафора, указывающая на бодрствование среди ночи. Обычно на ночь все светильники в доме гасили: если светильники оставались горящими, это означало, что обитатели дома кого-то ждут. На этом образе и построена притча о десяти девах, посвященная теме духовного бодрствования и завершающаяся словами: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий».
Обычно в притчах, в которых какая-либо реальность сравнивается с Царствием Небесным, употребляется настоящее время: «Царствие Небесное подобно человеку... Царство Небесное подобно зерну горчичному... Царство Небесное подобно закваске... Еще подобно Царство Небесное сокровищу» (Мф. 13:24, 31, 33, 44). Однако в притче о десяти девах употреблено будущее время: «Тогда подобно будет Царство Небесное...». Тем самым подчеркивается эсхатологический характер притчи — она говорит о том, что будет происходить во время второго пришествия Христа.
Десять героинь притчи названы термином, который может быть переведен как «девы» или «девушки». Речь идет не о женщинах зрелого возраста, решивших остаться девственницами, а о подругах невесты — девушках, которых еще не выдали замуж. Никакого специального акцента на теме девства текст притчи не содержит, хотя последующие христианские толкователи часто подчеркивают именно эту тему.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО ИОСИФА ВОЛОЦКОГО
Решив основать новую обитель со строгим общежительным уставом, преподобный Иосиф с семью иноками-единомышленниками ушёл в Волоколамск, в родные, с детства известные ему леса. Благочестивый Волоколамский князь Борис Васильевич радушно принял его и разрешил поселиться в пределах своего княжества при слиянии рек Струги и Сестры. Избрание этого места сопровождалось знаменательным явлением: налетевшая буря повалила лес на глазах изумлённых путников, как бы расчищая место для будущей обители. Довольно скоро монастырь был отстроен. Преподобный Иосиф ввёл там самое строгое общежитие по составленному им уставу, основой которого было полное нестяжание, отсечение своей воли, труд, непрестанная молитва и чтение святоотеческих писаний, богатейшее собрание которых вскоре стало украшением обители.
ОБРEТЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
В 1380 году в ночь накануне Куликовской битвы пономарь монастыря Рождества Богородицы во Владимире со слезами молился перед гробницей святого князя Александра Невского, прося его помощи в победе над врагами. Вдруг он увидел, как у гробницы сами собой зажглись свечи, два боголепных старца вышли из алтаря и, приблизившись к гробнице святого, сказали: «Княже Александре! Восстани и помоги правнуку твоему Димитрию, одолеваемому иноплеменными». Святой Александр восстал из гроба, и все трое стали невидимы. Утром 8 сентября, в день Рождества Пресвятой Богородицы, Димитрий Донской одержал славную победу над полчищами Мамая, и пономарь, сподобившийся чудесного видения, оповестил о нём митрополита. Митрополит велел раскопать место погребения князя, и, когда открыли гробницу, увидели, что тело святого осталось нетленным после 117 лет пребывания в земле. Нетленные мощи святого Александра с честью положили открыто в раке, в храме Богоматери, и тогда же от них стали истекать чудеса и исцеления.