Седмица 4-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
11:25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе,- что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
11:26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
11:27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
11:28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
11:29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
11:30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
11:31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
11:32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
11:33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
11:34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
11:35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
11:36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Евангелие от Матфея
12:1 В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть.
12:2 Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу.
12:3 Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?
12:4 как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?
12:5 Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?
12:6 Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма;
12:7 если бы вы знали, что́ значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных,
12:8 ибо Сын Человеческий есть господин и субботы.
Призывая людей следовать дисциплине поста, Святая Церковь определяет его смысл и цель в перемене человеческого сердца. Именно перемена нашего внутреннего состояния от худшего к лучшему и является истинным предназначением поста. Все остальное, что сопровождает постное поприще, суть средства для достижения главной цели — внутреннего преображения человека. Это и молитва, и воздержание от скоромной пищи, и особый образ жизни, оберегающий наше сознание от мирских развлечений и возгревающий в нас потребность в покаянии, — таковы средства, при поддержке которых обретается благотворное изменение человеческого духа.
Нарушение субботы
В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу. Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам? Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма; если бы вы знали, что́ значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, ибо Сын Человеческий есть господин и субботы.
Мф. 12:1-8
В сегодняшнем дневном чтении Евангелист Матфей открывает тему нарушения субботы. Эта тема станет сквозной во всех четырех Евангелиях.
Заповедь хранить субботний покой была одной из десяти заповедей закона Моисеева. В Израиле эта заповедь, трижды повторенная в Пятикнижии, свято соблюдалась. С веками заповедь обросла различного рода предписаниями, касающимися того, что можно, а что нельзя делать в субботу. Существовали списки дел, которые запрещалось делать в субботу, причем разные раввины толковали эти списки по-разному.
Фарисеи постоянно обличали Иисуса за то, что Он нарушает субботу. Иисус настаивал на том, что «можно в субботы делать добро» (Мф. 12:12). Он утверждал, что «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27). Реакция Иисуса на фарисейское требование воздерживаться от исцелений по субботам была эмоциональной: оно вызывало у Него гнев и скорбь (Мк. 3:5). Фарисеи тоже эмоционально реагировали на Его слова и поступки: Его свободное отношение к субботним нормам приводило их в бешенство (Лк. 6:11).
Иисус, отвечая фарисеям, ссылается на рассказ из 1-й Книги Царств о том, как Давид попросил хлеба у священника Ахимелеха, а у того не было ничего, кроме хлебов предложения: дав Давиду хлебы, которые полагалось есть только священникам, Ахимелех нарушил букву закона (1 Цар. 21:1–6). Слова Иисуса о том, что «священники в храме нарушают субботу», указывают, вероятно, на заповедь о субботнем всесожжении (Числ. 28:9–10). Чтобы исполнить эту заповедь и принести в жертву двух агнцев, священники должны были нарушить субботний покой.
Таким образом, в самом законе Моисеевом некоторые постановления, с точки зрения Иисуса, более важны, чем другие. Спор между Иисусом и фарисеями об интерпретации предписаний закона Моисеева отражен на страницах всех четырех Евангелий, однако наиболее полно его раскрывают Матфей и Иоанн.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ПРАВЕДНЫЙ АЛЕКСИЙ МЕЧЁВ О ПОКАЯНИИ
Покаяние должно состоять не в одних словах и воздыханиях. Искренно, от всего сердца пожелайте отстать от тех беззаконий, которые сознала ваша совесть. Без сомнения, тяжело отставать от дурных навыков: страсти опутывают как бы сетями душу того, кто им предан. Но сделайте усилие над собою, потрудитесь, приневольте себя к делам добра. Во всяком деле нужен труд; можно ли без труда приобрести такое великое благо, как спасение души? «От дней же Иоанна Крестителя до ныне Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). Во всяком общественном звании христианин честным исполнением своих обязанностей может привлечь на себя благословение Божие и спасти свою душу. Но есть дела, доступные каждому званию, которые особенно ценны в очах Правды Божией: это дела милосердия.
ПРЕПОДОБНЫЙ КИРИЛЛ БЕЛОЗЕРСКИЙ ИСПРАВЛЯЕТ ГРЕХ МОНАХА
Некто Феодор поступил в число братии в обитель преподобного Кирилла Белозерского. Но через некоторое время враг рода человеческого внушил ему такую ненависть к преподобному, что он не мог не только видеть его, но даже слышать его голос, и хотел оставить обитель. Феодор открыл свой помысел старцу Игнатию-молчальнику, тот утешил его и укрепил молитвой, убедив остаться в монастыре ещё на один год. Год миновал, а ненависть не угасала. Тогда Феодор решил открыться самому Кириллу, вошёл в его келлию, но, устыдившись святого, не мог вымолвить ни слова и собрался уходить. Тогда прозорливый старец сам заговорил о ненависти к нему Феодора. Инок припал к ногам святого и молил простить ему согрешение, но тот с кротостью отвечал: «Не скорби, брат мой. Все обо мне соблазнились, ты один познал истину и всё моё недостоинство, ибо кто я, грешный и непотребный?» – и отпустил его с миром, обещая, что впредь уже не нападёт на него такое искушение. С тех пор Феодор пребывал в совершенной любви к великому старцу.