Неделя 31-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
20:19 В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!
20:20 Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.
20:21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.
20:22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.
20:23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.
20:24 Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.
20:25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.
20:26 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!
20:27 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.
20:28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!
20:29 Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.
20:30 Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.
20:31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.
Послание апостола Павла к Колоссянам
3:4 Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.
3:5 Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение,
3:6 за которые гнев Божий грядет на сынов противления,
3:7 в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.
3:8 А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших;
3:9 не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его
3:10 и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,
3:11 где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.
Евангелие от Луки
14:16 Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,
14:17 и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.
14:18 И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.
14:19 Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.
14:20 Третий сказал: я женился и потому не могу прийти.
14:21 И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.
14:22 И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.
14:23 Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой.
14:24 Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.
Сегодня, как, впрочем, и всегда, наиболее уязвимы слабые. В первую очередь дети, инвалиды, старики. Напрягаясь изо всех сил, дабы улучшить свое материальное положение, многие из нас проходят мимо страданий близких, наивно полагая что с решением экономических задач будут решены все другие вопросы благоустройства общественного бытия. Но если мы не научимся делать добро сегодня, мы не сможем быть добрыми и завтра. Доброта не определяется размером кошелька. Уже сегодня и сейчас в нашей собственной бедности мы должны сохранить, а если потеряли, то обрести способность откликаться на горе и беду ближнего. В солидарности со слабыми проявляется подлинная сила человеческого духа и содержится один из самых важных показателей общественного благополучия.
Притча о званых на ужин
Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу прийти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.
Лк. 14:16-24
Комментарий митрополита Илариона:
Читаемая в сегодняшнем Евангелии притча о званых на пир содержится у Луки и Матфея. Но как это часто можно наблюдать в Евангелии, перед нами пример того, как сходные сюжеты выполняют разные функции в зависимости от ситуации, в которой произносится притча. У евангелиста Луки в отличие от Матфея притча звучит в мирной и спокойной обстановке дружеской трапезы. В этой обстановке притча, имеющая отнюдь не примирительное содержание, излагается в спокойном, примиряющем тоне. Отказываясь принять приглашение, званые извиняются и оправдываются. Хозяин, хотя и гневается на них, никак не наказывает их, лишь констатируя, что никто из них не вкусит его ужина, что и так очевидно из их отказа принять в нем участие.
Общим между двумя версиями притчи является наличие в них той самой «заместительной теологии», которая столь несимпатична современным западным исследователям, но которая красной нитью проходит через всю евангельскую историю. Место тех, кто отказался прийти на вечерю, в конечном итоге занимают другие, подобно тому, как злых виноградарей хозяин замещает другой группой лиц — народом, способным принести плоды.
Сходной, но не одинаковой является мотивация, по которой званые отказываются от приглашения. У Луки один из приглашенных отказывается под предлогом приобретения земли, другой — под предлогом покупки волов, третий ссылается на то, что женился. На первый план выступают корыстные интересы: в поведении приглашенных, как кажется, нет злого умысла, просто служение маммоне пересиливает зов Божий.
Любая попытка объяснить притчу в терминах исторического реализма наталкивается, как и во многих других случаях, на целую серию подробностей, указывающих на то, что речь идет о воображаемой ситуации.
Слова Иисуса о том, что «много званых, но мало избранных», уже в первом христианском поколении получили вполне однозначное толкование: званые — это те, кого Бог пригласил на брачный пир, а избранные — те, кто на нем остался. Призвание осуществляется через проповедь, на которую человек откликается, обретая веру в Иисуса Христа как Бога и Спасителя и принимая крещение. А избрание — через весь опыт христианской жизни, включающий в себя участие в Евхаристии.
Иоанн Златоуст видит в притче о брачном пире прямое продолжение притчи о злых виноградарях. События, описанные в притче о брачном пире, по его мнению, относятся к первому христианскому поколению. При этом обе притчи направлены против иудеев, а развязкой драмы служит разрушение Иерусалима в 70-м году и изгнание евреев из их земли.
Несмотря на то, что в современной науке принято списывать подобные обвинения в адрес иудеев на счет «антисемитизма», которым якобы были заражены Отцы Церкви, мы должны подчеркнуть, что в традиционном понимании притчи о званых на брачный пир нет ничего «антисемитского», как нельзя назвать антисемитизмом обличения Иисуса в адрес иудеев, рассеянные по всему корпусу Евангелий. Однако анти-иудейский подтекст притчи очевиден.
В современной научной литературе антисемитизм и анти-иудаизм часто смешиваются. Утверждают, что «анти-иудаизм и антисемитизм — два выражения одного и того же феномена: отвращения к евреям и иудаизму». Между тем, речь должна идти о разных явлениях, к каждому из которых требуется свой подход. Антисемитизм как ненависть к еврейскому народу (или группе семитских народов) заслужил справедливое осуждение (во многих странах его крайние проявления уголовно наказуемы). Что же касается полемики с иудаизмом, то она является сквозной темой большинства книг Нового Завета, проходит красной нитью через раннехристианское богословие, отражена в литургических текстах. Вычеркнуть ее из христианской истории — значит изъять из христианства одну из составляющих его самоидентификации. Точно так же полемика с христианством составляет важную часть иудаизма как религиозной традиции.
Современный христианско-иудейский диалог призван снять накопившееся веками напряжение между двумя религиозными традициями, дабы обеспечить их мирное сосуществование в дальнейшем.
СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ЗЛАТОУСТ О ПРОРОКЕ ДАНИИЛЕ И ТРЁХ ОТРОКАХ
Хорошо устрояется, чтобы они научились наукам и языку халдейскому, чтобы, когда Даниил станет беседовать с царём о великих предметах, никто не был посредником и не исказил его слов. А остальное для того, чтобы ты познал мудрость Даниила и видел, как он выше чрева. Другой сказал бы: я пленник, не имею необходимой пищи, Бог, конечно, простит меня. Не так поступал он, потому что не для награды и не по страху только, но и по любви он служил Богу, с великим усердием и не мало времени. Три года они учились мудрости и три года постились. Видишь ли благоразумие Даниила? Когда нужно было остерегаться, он был весьма твёрд и предусмотрителен; а когда не было никакого вреда, то он не отказывался изучать язык и мудрость иноплеменников, потому что не учиться предосудительно, а следовать их учению.
АВВА ПАЛЛАДИЙ О СВОЁМ УХОДЕ В МОНАСТЫРЬ
Преподобный Иоанн Мосх в своей книге «Луг духовный» приводит ответ аввы Палладия на вопрос учеников, как он решил стать монахом: «В моём отечестве (Фессалоники) за три версты от города жил отшельник Давид. То был муж весьма добродетельный, любвеобильный и строгой жизни. Он провёл в затворе около 70 лет. Как-то ночью стража, охранявшая стены города от варваров, увидела, что изо всех окон келлии старца исходит сильный огонь. Решив, что её подожгли варвары, воины с рассветом бросились к келлии и нашли, что старец невредим и келлия цела. На следующую ночь и потом ещё не раз явление это повторилось. Скоро уже многие горожане и приезжие проводили ночи на стене, чтобы видеть дивный огонь. Явление продолжалось до кончины старца. Я сам видел это чудо много раз. И сказал я сам себе: если и в этом ещё мире Бог прославляет рабов Своих столь великой славой, что же будет в грядущем веке, когда лице их просияет, как солнце? Вот, чада мои, это и было поводом к тому, что я принял иноческий образ».