Неделя 25-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
16:9 Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов.
16:10 Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим;
16:11 но они, услышав, что Он жив и она видела Его,- не поверили.
16:12 После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение.
16:13 И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили.
16:14 Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили.
16:15 И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.
16:16 Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
16:17 Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками;
16:18 будут брать змей; и если что́ смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.
16:19 И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога.
16:20 А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь.
Послание апостола Павла к Ефесянам
4:1 Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны,
4:2 со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью,
4:3 стараясь сохранять единство духа в союзе мира.
4:4 Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания;
4:5 один Господь, одна вера, одно крещение,
4:6 один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.
Евангелие от Луки
12:16 И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;
12:17 и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?
12:18 И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо́льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое,
12:19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
12:20 Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
12:21 Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
Сила Духа Святого преобразовала во множестве человеческие души от греха к святости, от тьмы к свету. Никто из святых не рождался святым. Они стали святыми, направляя свои внутренние усилия на то, чтобы открыть душу навстречу Божественной благодати. В этой синергии, в этом соработничестве Божественного и человеческого начал и обретается полнота человеческой жизни, полнота спасения, а все остальное вторично и десятерично. И если будет так, то не придется инвестировать колоссальные средства, чтобы защищать людей от криминала, от коррупции, от жестокости, от лжи, от несправедливости, ведь добрые помыслы исходят от сердца, как от сердца исходят и помыслы злые (см. Мф. 7, 19). Церковь призвана свидетельствовать миру – тому самому миру, который очень часто не признает ее голоса и не желает его слушать. Со смирением, без всякой власти, тихим голосом Церковь призвана свидетельствовать, что там, где Дух Святой, там жизнь, а где нет Святого Духа, там гибель.
Притча о безумном богаче
И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо́льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
Лк. 12: 16-21
В сегодняшнем Евангелии мы читаем притчу о безумном богаче. Это одна из нескольких евангельских притч, в которых затрагивается тема богатства. Произнесенная сразу после слов о любостяжании притча иллюстрирует этот порок. В качестве примера в притче выступает человек во многих отношениях образцовый: он работает, планирует, копит, стремится сохранить свое имущество. Ничего аморального в его поведении нет. Он успешен, бережлив, расчетлив, он скопил богатство, которого должно хватить на многие годы.
Характерной особенностью героя притчи является то, что он изображен полностью изолированным от человеческого общества. Ничего не говорится ни о его жене, ни о детях, которым он мог бы оставить в наследство свое имущество, ни о друзьях, с которыми мог бы разделить его. Он даже советуется не с кем-то из своего окружения, а с самим собой. В своих мыслях и планах на будущее этот человек вообще не выходит за пределы собственного «я», весь круг его общения ограничивается только его собственной персоной.
К богачу Бог в притче обращается не по имени. Он называет его словом «безумный» — тем же самым, которое употреблено в греческом переводе начального стиха 13-го псалма: «Сказал безумец в сердце своем: нет Бога» (Пс. 13:1). Безумец из притчи тоже говорит сам с собой. Ему не приходит в голову поблагодарить Бога за богатый урожай и в молитве спросить у Бога совета, как лучше употребить его. В его жизни Бог отсутствует: даже если формально он признает существование Бога, это никак не соотносится ни с его системой ценностей, ни с его внутренним миром.
В лице героя притчи перед нами пример не просто богача: прежде всего, это пример эгоиста. Богач из притчи уверен, что эти земные блага принесут утешение и веселие его душе. Однако душа человека, как показывает опыт миллионов людей, не насыщается земными богатствами. Можно быть внешне преуспевающим, богатым, но при этом внутренне глубоко несчастным. И никакие стяжания не могут заполнить ту внутреннюю пустоту, которая возникает, когда человек «собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет».
Земная жизнь может казаться бесконечной, но рано или поздно наступает тот момент истины, который ярко описан в притче. В притче смерть приходит к богачу внезапно, как это часто бывает в реальности. Но приход смерти предваряется голосом Божиим: этот голос говорит о той же самой душе, к которой человек только что обращал слова, полные удовлетворения и самодовольства. И вдруг оказывается, что душу заберут, а все накопления останутся здесь; жизнь внезапно оборвется, и не за что будет уцепиться.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН МОСКОВСКИЙ О ЦЕРКОВНОЙ АВТОКЕФАЛИИ
По каноническому порядку требуется согласие и разрешение Кириархальной Церкви на автокефалию другой Поместной Церкви, которая подчинялась прежде её юрисдикции. Об этом издаётся особое соборное определение. Только Собор Кириархальной Церкви может даровать независимость той или иной Поместной Церкви, без Собора же Кириархальной Церкви всякие акты провозглашения церковной независимости признаются недействительными и не имеющими канонической силы. В этом состоит коренное требование церковно-канонического порядка и традиции Вселенской Православной Церкви. Если это требование не соблюдается, Церкви угрожает схизма. Церковная автокефалия не может быть приобретена ни в силу соборного определения только той Церкви, которая ищет автокефалии, ни в силу постановления гражданской власти.
СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН МОСКОВСКИЙ И СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II
В 1990 году, накануне избрания Патриарха Алексия II, отец Иоанн (Крестьянкин) рассказал архиепископу Рязанскому и Касимовскому Павлу о видении: «Я отслужил литургию. Пришёл в келлию. И, не снимая мантии, сел на диван отдохнуть. Вдруг, как в каком-то лёгком сне, вижу, что на месте кровати стоит Патриарх Тихон, а рядом с ним – митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий. Патриарх, у которого большой тяжёлый жезл от пола и до потолка, говорит: «Вот видишь, какой тяжёлый патриарший жезл. Никто из архиереев не сможет поднять его, кроме митрополита Алексия» – и передаёт ему жезл. Как только митрополит взял жезл, он у него сразу же стал раскручиваться, раскручиваться. От него начали отвинчиваться какие-то мелкие детали, и он становился всё меньше и меньше. На этом видение прошло». Через два года, исходя из положения в Церкви, отец Иоанн добавил: «Маленькие детали, которые откручивались от посоха, вероятно, автономные Церкви, которые при Патриархе Алексии II получили статус самостоятельности».