Седмица 26-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
3:1 Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает.
3:2 Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен,
3:3 не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив,
3:4 хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью;
3:5 ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?
3:6 Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом.
3:7 Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую.
3:8 Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы,
3:9 хранящие таинство веры в чистой совести.
3:10 И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения.
3:11 Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем.
3:12 Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим.
3:13 Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса.
Евангелие от Луки
16:1 Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его;
16:2 и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять.
16:3 Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь;
16:4 знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом.
16:5 И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему?
16:6 Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят.
16:7 Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят.
16:8 И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.
16:9 И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.
Бог есть любовь, и только любовью Божией может быть понята вся тайна Креста Господня. А что для нас это означает? А это означает вот что: если Бог есть любовь, то спасение в любви. Конечно, не в той любви, которую нам сегодня по телевизору показывают, не в буйстве человеческих страстей, а в той любви, которая накрепко соединяет людей, в той любви, через которую один отдает себя другому с радостью, потому что любящий всегда готов принести себя в жертву любимому. И если это происходит в семье, какие же крепкие становятся семьи! Если так строится брак, какой же счастливый этот брак! Он выдерживает все испытания временем. А если общество начинает строиться на этих законах? Конечно, не прямо на законе любви – общество управляется светскими, юридическими законами; но если в этих законах заложена высокая нравственность, если государство, школа, Церковь, интеллигенция начинают воспитывать людей в способности отдавать себя другому, если сама эта отдача другому становится национальной гордостью, достоянием, идеалом, то что будет с народом? Ведь каждый захочет быть похожим на этот идеал.
Притча о неверном домоправителе
Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.
Лк. 16:1-9
Притча, которая читается сегодня, вызывает немало вопросов у желающих понять её смысл.
Ситуация, изображенная в притче, заведомо неправдоподобна, и в этом, как кажется, заключается изначальный замысел Автора. Тем самым Он как бы хочет сказать Своим слушателям: вы должны научиться поступать так, как в реальной жизни почти никто никогда не поступает.
Домоправителем (экономом) в притче является не раб, а свободный человек, работающий по найму. Все его благосостояние зависит от того, доволен ли господин его работой. Господину доносят, что домоправитель расточает его имущество: мы не знаем, справедлив ли этот донос или домоправителя оклеветали. Как бы там ни было, в результате доноса хозяин увольняет домоправителя, одновременно требуя, чтобы тот представил отчет об управлении. Пространства для маневра у домоправителя, теперь уже бывшего, практически не остается, времени для действий тоже.
Тем не менее, он действует оперативно и изобретательно. Понимая, что ему не оправдаться перед господином, он принимает решение обеспечить себе будущее за счет его должников. Он обходит должников своего господина и как бы от его лица (они ведь думают, что он все еще управитель) предлагает им списать часть долга: кому-то наполовину, кому-то на двадцать процентов. Расписки, находящиеся в его руках, он возвращает им, а с них требует расписки на меньшие суммы. С каждым он работает без свидетелей.
Вопреки ожиданиям, господин не только не осуждает управителя за нечестность: он хвалит его за то, что тот поступил «догадливо». Здесь притча, как это часто случается, выходит за рамки исторического реализма: господин действует не так, как поступил бы обычный хозяин.
Ключом к пониманию смысла притчи становятся слова: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным». Под богатством неправедным здесь понимается материальное благосостояние — то, что Иисус считал почти непреодолимым препятствием для вхождения в Царство Небесное. Может показаться, что этими словами перечеркивается всякая возможность для богатых получить небесную награду. Однако рассматриваемая притча вносит в такое представление определенные коррективы: материальное богатство может послужить человеку для приобретения друзей, которые обеспечат ему место в «вечных обителях».
Иисус призывает «сынов света», то есть своих учеников, брать пример с «сынов века сего», но отнюдь не в хитрости и нечестности. На самом деле персонаж, чьи действия окрашены в гротескные тона, служит символом действий иного рода — тех, которые направлены на достижение вечных обителей. Ученик Иисуса призван так же заботиться о своем будущем на небесах, как неверный управитель заботился о своем будущем на земле.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА КОЛОВА
Преподобный Иоанн Колов в юных летах оставил мир и ушёл со своим братом Даниилом в египетскую пустыню. Однажды он неожиданно сказал брату: «Не хочу я более ни о чём заботиться, но хочу жить в пустыне без печали, как Ангел». Затем снял с себя одежду и вышел из келлии. Ночью случился сильный мороз. Иоанн, будучи не в силах переносить стужу, решился возвратиться обратно в келлию. «Я не могу более терпеть мороза и возвратился сюда, чтобы послужить тебе», – сказал Иоанн своему брату, постучав в дверь. «Уйди, демон, – ответил Даниил, – и не соблазняй меня, Ангел о теле своём не заботится и пищи не требует». Тут понял преподобный Иоанн свою ошибку и горько зарыдал о ней. Тогда Даниил отворил пред ним дверь келлии и сказал: «Брат мой, так как ты имеешь плоть, то и должен страдать ради одежды и плоти».
КОНЧИНА НЕРАСКАЯННОГО ГРЕШНИКА
У преподобного Онисифора, пресвитера Печерского, был духовный сын, инок, утаивавший от него свои согрешения и лицемерно подражавший его житию: представлялся постником, целомудренным. Но об этом не знал никто из братии. Он умер без видимой причины, и от его тела пошёл такой смрад, что никто не мог к нему приблизиться. Инока с трудом отпели и положили в пещере, и от неё пошёл такой смрад, что убегали даже бессловесные твари. Много раз слышался и горький вопль, как будто кто-то мучил умершего брата. Ночью Онисифору явился преподобный Антоний и стал упрекать его за то, что в святом месте погребли нераскаянного грешника. Онисифор стал молиться, говоря: «Господи, для чего Ты скрыл от меня дела человека сего?» Ему явился Ангел и сказал: «В назидание всем согрешающим и не покаявшимся было это, чтобы все видевшие покаялись!» Пресвитер пожалел усопшего брата, усилил о нём молитву и услышал голос от Господа: «Ради тебя и сущих с тобой помилую и спасу грешника!», и тело брата перестало издавать смрад.