Седмица 22-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
2:13 и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи,
2:14 истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту;
2:15 отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою.
2:16 Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу:
2:17 это есть тень будущего, а тело - во Христе.
2:18 Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом
2:19 и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим.
2:20 Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений:
Евангелие от Луки
9:18 В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?
9:19 Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес.
9:20 Он же спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Отвечал Петр: за Христа Божия.
9:21 Но Он строго приказал им никому не говорить о сем,
9:22 сказав, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
Православный храм — это Небо на земле, он открывает свои двери перед каждым стремящимся к Богу. Поможем же нашим современникам приобщиться к этому неиссякаемому источнику благодати, дабы и они, войдя в храм и устремив свой взор к алтарю, увидели светлый лик Христа и вняли евангельскому гласу: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11, 28–30). Воистину, с Богом в душе жить легко и радостно. И даже когда временные трудности и испытания эпохи обрушиваются на нас, мы должны помнить и твердо верить в то, что Сам Господь, наш Помощник и Покровитель, незримо, но действенно простирает нам Свою милующую руку. И тогда перед силой Божией неминуемо отступает все зло, вся неправда.
Исповедание Петра
В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ? Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес. Он же спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Отвечал Петр: за Христа Божия. Но Он строго приказал им никому не говорить о сем, сказав, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
Лк. 9:18-22
Иисус, как явствует из евангельских повествований, был небезразличен к тому, чтó о Нем говорят в народе. В сегодняшнем Евангелии мы читаем, как в Кесарии Филипповой Он спрашивает учеников: «За кого почитает Меня народ? Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес». Синоптические Евангелия содержат неоднократные упоминания о том, что Иисуса принимали за одного из древних пророков (Мф. 16:13–14; Мк. 6:14–15; 8:27–28; Лк. 7:11–16). Слава воскресшего древнего пророка преследовала Иисуса (Лк. 9:19).
Даже после того, как Иисус приобретает всеобщую известность, люди в своих мнениях о Нем разделяются, видя в Нем воскресшего пророка: либо Иоанна Крестителя, либо одного из древних пророков, например, Илию или Иеремию (Мф. 16:14; Мк. 8:28; Лк. 9:19). Это представление основывалось не столько на Его словах, сколько на чудесах и знамениях, совершавшихся Им: эти чудеса вызывали в народной памяти рассказы о великих пророках древности. И не случайно Иисуса, когда Он начал совершать чудеса воскрешения мертвых, отождествляли с Илией, Иеремией или одним из древних пророков (Мф. 16:14; Мк. 8:28; Лк. 9:19). Своими чудесами пророки заложили те духовно-нравственные парадигмы, которые легли в основу восприятия чудес всеми последующими поколениями иудеев, включая поколение современников Иисуса.
Постепенно осознание того, что Иисус «больше пророка», приходит к Его ученикам. По версии Луки, на вопрос: «За кого почитает Меня народ?» Петр ответил: «За Христа Божия» (Лк. 9:20). В Кесарии Филипповой ни один из учеников, кроме Петра, не исповедует, что Иисус есть Христос (Мф. 16:13–16; Мк. 8:27–30; Лк. 9:18–20). Почему только Петр отвечает Иисусу? Потому ли, что он реагировал быстрее, чем другие? Или потому, что он отвечал от имени всех? Или же на тот момент он был единственным учеником, оказавшимся способным твердо признать в Иисусе Христа?
Мы можем, конечно, предполагать, что Петр отвечал от лица всех остальных и что прочие апостолы с ним соглашались, но текст синоптических Евангелий ничего об этом не говорит. Вполне вероятно, что среди апостолов на тот момент не было единомыслия относительно того, является ли Иисус пророком или Христом. Более того, однозначного понимания того, что Иисус был Христом, у учеников не было даже после Его смерти и воскресения.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНЫХ АНДРОНИКА И АФАНАСИИ
Преподобные Андроник и Афанасия (IV–V века), супруги, жили в Антиохии. Когда их дети умерли от болезни, муж и жена оставили всё и ушли странствовать по святым местам. Посетив Иерусалим и Александрию, они пришли в египетскую пустыню. По благословению старца Даниила Скитского преподобная Афанасия поселилась в Тавенском монастыре, а преподобный Андроник остался в Скитской пустыне. После 12 лет подвигов супруги, не сговариваясь, отправились в Иерусалим и встретились в дороге. Муж не узнал Афанасию, она же назвала себя аввой Афанасием. Дав обет безмолвия, они вместе совершили паломничество. По возвращении Афанасия прожила с Андроником в одной келлии ещё 12 лет. После смерти Афанасии её тайна открылась. Андроник скончался через семь дней после супруги. Скитские отцы похоронили их вместе.
VII ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР О ПОЧИТАНИИ ИКОН
Подобно изображению Честного и Животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честные иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа нашего Иисуса Христа, Владычицы Богородицы, честных Ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним, и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением, не тем, истинным по нашей вере служением, которое приличествует одному только Божественному естеству, но почитанием по тому же образцу, как оно воздаётся изображению Креста и святому Евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей, как делалось это по благочестивому обычаю древними. Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображённого на ней.