Количество просмотров Поделиться Facebook Instagram Twitter ВКонтакте
3
Сентября / 2024 ГОД
По новому стилю
21
Августа
По старому стилю
выбрать дату
  • Святые дня / праздники
  • Чтение Апостола, Евангелия
  • Цитата Патриарха
  • Евангелие дня
  • События дня
  • Главные праздники
  • Дни поста
  • Дни особого поминовения усопших



выбрать дату
К РАЗДЕЛАМ
  • Главные праздники
  • Дни поста
  • Дни особого поминовения усопших
Чтение Апостола, Евангелия
Второе послание апостола Павла к Коринфянам
2:14 Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте.
2:15 Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих:
2:16 для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему?
2:17 Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе.
3:1 Неужели нам снова знакомиться с вами? Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас?
3:2 Вы - наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками;
3:3 вы показываете собою, что вы - письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца.
Евангелие от Матфея
23:23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.
23:24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!
23:25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.
23:26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.
23:27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;
23:28 так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.

Цитата Патриарха

Для нас Новый Завет и пришествие Спасителя – это не раз совершенное деяние, а продолжающаяся реальность, которую мы не созерцаем со стороны, о которой мы не только читаем в Евангелии, но в которой мы участвуем на месте учеников Спасителя, приобщаясь через хлеб и вино подлинного Тела и подлинной Крови Спасителя. Того Тела, в котором было обновлено человеческое естество, того Тела, через которое была возрождена человеческая природа, а это значит, что и мы во Христе через Таинство Евхаристии возрождаемся к новой жизни и обретаем великую силу побеждать грех.

Евангелие дня

Обличение книжников и фарисеев (продолжение)

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.

Мф. 23:23-28

Сегодня Церковь продолжает читать из Евангелия от Матфея обвинения в адрес книжников и фарисеев, которые Он произнес в Иерусалимском храме.

Уплата десятины считалась священной обязанностью, и фарисеи кичились ее скрупулезным исполнением. Выражение «десятина с мяты, аниса и тмина» является образным, указывающим именно на тщательность исполнения фарисеями правил: даже от специй они отделяли десятую часть, чтобы принести ее в жертву Господу. При этом они забывали о том, что в законе Моисеевом является самым важным: о суде, милости и вере. Отметим, что Иисус не отвергает практику десятины. Он говорит о ней: «и сие надлежало делать». Но тут же прибавляет: «и того не оставлять», показывая, что скрупулезным исполнением внешних предписаний невозможно возместить внутреннюю пустоту и отсутствие тех добродетелей, которые составляют сердцевину богоустановленного закона.

Иисус называет фарисеев оцеживающими комара, а верблюда поглощающими. Оцеживать комара — значит процеживать воду из опасения, чтобы какое-либо мелкое насекомое или пресмыкающееся, считавшееся нечистым (Лев. 11:41), случайно не попало в рот вместе с водой и не осквернило человека. При этом фарисеи поглощали верблюда — животное, тоже считавшееся нечистым (Лев. 11:4).

Следующее обвинение Иисуса в адрес фарисеев подчинено теме внутренней и внешней нечистоты. Фарисеи были известны своей чрезмерной чистоплотностью и брезгливостью. Указанные в Евангелии от Марка обычаи «наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей» (Мк. 7:3–4), безусловно, имеют гигиеническое измерение. Однако главным для фарисеев было измерение ритуальное: соприкоснувшись с чем-либо нечистым, они могли потерять ритуальную чистоту, чего более всего и боялись. При этом они не боялись оскверниться греховными деяниями — хищением и неправдой.

Слова Иисуса о костях мертвых и всякой нечистоте нельзя интерпретировать в том смысле, что Он разделял представление иудеев о мертвом теле как нечистом: Он лишь говорит на доступном для слушателей языке, применяясь в данном случае к их понятиям. Бояться надо не случайного прикосновения к мертвым костям, а той духовной смерти, которая делает скверной и нечистой душу человека. К «хищению и неправде», упомянутым в предыдущем обвинении, добавляются «лицемерие и беззаконие»: этими словами Иисус характеризует внутреннее состояние фарисеев.

В заключительном обвинении Иисус обращается к теме пророков. Приводя примеры ветхозаветных праведников и пророков, говоря об их насильственной смерти, Иисус предсказывает собственную смерть. Она станет еще одним преступлением, стоящим в одном ряду с теми, которые были совершены «отцами» фарисеев и книжников Его времени. Слова Иисуса не следует понимать в том смысле, что Он осуждает фарисеев за почитание древних пророков, заботу об их гробницах. Но Он показывает, что подлинное почитание пророков должно выражаться в том, чтобы не повторять ошибок тех, кто были их гонителями и убийцами.

Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».

Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.

Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».

События дня

ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО МАКАРИЯ ЖЕЛТОВОДСКОГО

Житель города Унжи, подверженный пьянству, часто будучи нетрезвым, избивал свою жену Елену, которая, не в силах более переносить его жестокости, решилась утопиться в колодце. Но поскольку она была благочестива и особенно чтила преподобного Макария Желтоводского, устраивая всегда в день его памяти трапезу для нищих, то святой не дал ей погубить свою душу. Когда женщина подошла к колодцу, то внезапно увидела перед собой старца-монаха, который сказал ей: «Отойди от колодца и не дерзай исполнить своего злого умысла, чтобы не постигли тебя горькие муки в вечной жизни. Я – Макарий Желтоводский, пришедший избавить тебя от потопления и вечной смерти». Елена бросилась к ногам старца, но, поднявшись, уже не увидела его, вернулась домой и рассказала о случившемся мужу. Тот покаялся и оставил нетрезвую жизнь.

ПРЕПОДОБНЫЙ МАКАРИЙ ЖЕЛТОВОДСКИЙ И ЛОСЬ

По дороге в Галичскую страну у преподобного Макария Желтоводского и его спутников, изгнанных татарами от Жёлтого озера, кончился хлеб, и их начал мучить голод. Во время Петровского поста, за три дня до дня святых апостолов Петра и Павла, путники поймали лося и хотели утолить им голод. Но святой не разрешил им нарушить пост и убеждал потерпеть до праздника: «Поверьте, братие, лось будет в ваших руках, когда придёт время разрешить пост, потерпите ещё три дня, Господь сохранит вашу жизнь». Путники послушались святого и, надрезав ухо лосю, отпустили его. По молитве преподобного, даже малые дети остались живы, пробыв без пищи до праздника. В праздник святой Макарий молил Господа напитать его голодных спутников, и явился тот самый лось, которого они три дня назад отпустили на свободу. Святой с радостью благословил его для трапезы и сказал: «Надейтесь же, друзья мои, на Господа, Он не оставит нас и впредь». И точно, после этого им стали попадаться лоси и олени, и они благополучно дошли до Унжи.

Источник: pravoslavniy-calendar.ru