Седмица 2-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
4:13 Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование - быть наследником мира, но праведностью веры.
4:14 Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование;
4:15 ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления.
4:16 Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам
4:17 (как написано: Я поставил тебя отцом многих народов) пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее.
4:18 Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: "так многочисленно будет семя твое".
4:19 И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении;
4:20 не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу
4:21 и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное.
4:22 Потому и вменилось ему в праведность.
4:23 А впрочем не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему,
4:24 но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего,
4:25 Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего.
Евангелие от Матфея
7:21 Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
7:22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?
7:23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.
Пост является действенным средством, которое помогает человеку побеждать свои пороки и духовно возрастать. Напомню, это происходит потому, что человек — существо двусоставное, имеющее как душу, так и тело. Душа с телом находятся в тесном взаимодействии. И подобно тому, как наши душевные силы, свойства разума, воли и чувств, определяя образ жизни человека, воздействуют в числе прочего и на состояние его физического здоровья, так и состояние нашей плоти отражается на душевных силах, на состоянии разума, воли и чувств. Также хорошо известно, что воздержание от пищи содействует утончению, высветлению душевных свойств личности, возрастанию ее внутренних сил. Человек становится более восприимчивым к действию Божественной благодати. Вот почему пост является древним установлением, хорошо известным еще с ветхозаветных времен.
Об исполнении воли Отца Небесного
Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.
Мф. 7:21-23
Если начальная часть Нагорной проповеди была посвящена толкованию отдельных аспектов закона и изложению того нового закона, по которому должны жить ученики Иисуса, то в завершающей части проповеди, к которой относится и сегодняшнее чтение из Евангелия от Матфея, Иисус говорит о том, что ожидает тех, кто не захочет последовать Его учению.
Слова «отойдите от Меня, делающие беззаконие» являются цитатой из Псалтири (Пс. 6:9: «Удалитесь от меня все, делающие беззаконие»). Выражение «делающие беззаконие» не вполне синонимично термину «лжепророки», хотя и употреблено в Нагорной проповеди по отношению к последним. Делающие беззаконие — это все, кто приближаются к Богу устами своими и чтут Его языком, сердце же их далеко отстоит от Него (Мф. 15:8; Ис. 29:13). Они говорят Иисусу «Господи, Господи», но не исполняют волю Отца Его. Ко всем таковым относятся предупреждения из заключительных разделов Нагорной проповеди.
Что же касается термина «лжепророки», то он в устах Иисуса и в словоупотреблении ранней Церкви имел вполне конкретный смысл. В Евангелиях этот термин встречается всего четыре раза, из них три — у Матфея. В поучении о последних временах, предшествующих у Матфея рассказу о Страстях Христовых, Иисус говорит о «многих лжепророках», которые будут выдавать себя за Него: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: " Я Христос ", и многих прельстят... И многие лжепророки восстанут, и прельстят многих... Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф. 24:4–5, 11, 23–24)».
В этом поучении Иисус говорит о времени, когда Его уже не будет на земле. Настойчивое повторение слова «многие» не может не напомнить нам о широком пути, по которому пойдут многие, и о других случаях, когда этот термин указывает на тех, кто окажется вне Царства Небесного. Очевидно, что и в Нагорной проповеди поучение о «многих», кто на земле творили чудеса именем Иисуса, а на Страшном суде будут отвергнуты, распространяется на все времена вплоть до Его второго пришествия.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
О ЧУДЕСАХ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА СТОЛПНИКА ДИВНОГОРЦА, МЛАДШЕГО
Святой родился по молитвам матери к святому Иоанну Предтече с обещанием посвятить сына Богу. Уже в детстве Симеону являлся Господь, а шести лет от роду он удалился на пустынную гору и вскоре поселился в обители преподобного Иоанна Столпника, где взошёл на столп. На 22-м году жизни по откровению свыше он перешёл на Дивную гору, где основал монастырь. Симеон предсказал взятие Антиохии Хозроем I и землетрясение, исцелял различные недуги и даже воскрешал мёртвых. Призывая его имя, освобождались пленённые персами антиохийцы. По молитве преподобного в течение трёх лет не оскудевала пшеница в монастырской житнице, несмотря на то что её брали в большом количестве для множества паломников. Проведя на столпе 68 лет, преподобный Симеон скончался в 596 году.
БЛАЖЕННЫЙ АВГУСТИН О ВОСПОЛНЕНИИ СВЯТЫМИ ЧИСЛА АНГЕЛОВ ПОСЛЕ ОТПАДЕНИЯ ДЕННИЦЫ
Творцу и Промыслителю вселенной было угодно, чтобы погибшая часть ангелов пребывала в вечной погибели; те же, которые неизменно пребывали с Богом, радовались бы своему вернейшему, всегда известному блаженству. Другое же разумное творение, человечество, погибавшее во грехах и бедствиях, как наследственных, так и собственных, должно было по мере своего восстановления в прежнем состоянии восполнить убыль в сонме Ангелов, образовавшуюся со времени диавольского разорения. Ибо воскресающим святым обещано, что они будут равны Ангелам Божиим (Лк. 20:36). Таким образом, горний Иерусалим не лишится ни одного из множества своих граждан или, может быть, будет владеть даже большим количеством. Мы, конечно, не знаем числа ни святых людей, ни нечистых демонов, место которых заступили святые. Но число тех граждан, как настоящее, так и будущее, доступно созерцанию Художника, Который «называет несуществующее как бы существующим» (Рим. 4:17) и располагает все мерою, числом и весом (Прем. 11:21).