Седмица 5-я по Пасхе
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
Грех возникает тогда, когда человек, подобно Адаму, на место Бога поставляет самого себя, свое собственное «я». Что же тогда происходит? Это «я», помещенное в центр нашей жизни, начинает приковывать к себе все наше внимание. В человеке развивается эгоизм, который способствует формированию чрезмерной чувствительности по отношению к своему «я»: оно становится очень уязвимым. И потому вызовы, которые бросают человеку внешние жизненные обстоятельства, переживаются им весьма болезненно. Ведь все его физические и душевные силы сфокусированы на собственной личности. И если что-то совершается вопреки воле и интересам такого самовлюбленного человека, если кто-то более одарен, более успешен, то это вызывает у него болезненную реакцию. Будучи подверженными греху, начав служить своему «я», мы сами делаем себя уязвимыми со стороны внешнего мира. И язва, причиняющая нам боль, – зависть.
МИРОЛЮБИВЫЕ СТАРЦЫ
Два миролюбивых старца жили в одной келлии, и никогда не возникало между ними ни ссор, ни разногласий, ни даже малейшего неудовольствия. Вот однажды один старец сказал другому: «Поссоримся и мы хотя бы раз, как ссорятся другие люди». Другой отвечал: «Я совсем не знаю, каким образом может родиться ссора». Первый сказал: «Вот я поставлю посреди нас глиняную посуду и скажу, что она моя. А ты скажешь: «Она не твоя, а моя». Из этого начнется спор, а из спора родится ссора». Сговорившись так, они поставили между собой посуду, и один сказал: «Она моя». Другой отвечал: «А я так полагаю, что она моя». Первый опять сказал: «Не твоя она, а моя». Тогда второй отвечал: «А если она твоя, то возьми её». Так они, как ни старались, не смогли поссориться.
ПРЕПОДОБНЫЙ ВИКЕНТИЙ ЛЕРИНСКИЙ О ПРЕДАНИИ
Что такое Предание? То, что тебе вверено, а не то, что тобой изобретено, то, что ты принял, а не то, что ты выдумал, – дело не ума, но учения, не частного обладания, но всенародной передачи, дело, до тебя дошедшее, а не тобой открытое, в отношении к которому ты должен быть не изобретателем, но стражем, не учредителем, но последователем. Талант веры вселенской сбереги в целости и неповреждённости. Ты получил золото, золотом и отдавай. Не хочу, чтобы ты мне подкидывал вместо одного другое, не хочу, чтобы вместо золота подставлял ты нагло свинец или обманно – медь; не хочу золота по виду, давай его натурой. Если дарование Божие сделало тебя способным по уму, по образованию, по учёности, то будь Веселиилом (Исх. 31:2–5) духовной скинии, полируй драгоценные камни божественного догмата, придавай им блеск, грацию. Старайся, чтобы вследствие более ясного изложения яснее разумели то, во что прежде верили не так ясно. Но учи тому, чему тебя научили, и, говоря ново, не скажи нового!