Неделя 19-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
20:11 А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб,
20:12 и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.
20:13 И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.
20:14 Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.
20:15 Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.
20:16 Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни́! - что значит: Учитель!
20:17 Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.
20:18 Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей.
Второе послание апостола Павла к Коринфянам
11:31 Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу.
11:32 В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.
12:1 Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.
12:2 Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.
12:3 И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает),
12:4 что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.
12:5 Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.
12:6 Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.
12:7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.
12:8 Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.
12:9 Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.
Евангелие от Луки
16:19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
16:20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях
16:21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
16:22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
16:23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
16:24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
16:25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
16:26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
16:27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,
16:28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
16:29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
16:30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
16:31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.
Мы совершаем во множестве отступления от Божиего закона, мы совершаем грехи и в мыслях, и в делах своих, и в личной своей жизни, и в жизни общественной. Мы часто живем так, как будто ни Бога, ни Божиего закона нет. Кого-то еще укоряет совесть, а у кого-то совесть сожжена. Может быть, в какие-то отдельные моменты жизни человек еще уязвляется совестью и говорит: «Господи, прости!», но затем снова, помраченный страстями, буйством своей природы, устремляется к деланию греха. И в ответ на это Господь нас наказывает. Боль, страдания – это наказание за наши грехи. И не только за грехи отдельного человека, но и, может быть, за грехи народа. Иначе мы и не понимаем такие явления, как войны, которые уносят жизни многих людей. В раю не могло быть войны. Среди святых не могло быть войны. Невозможно представить себе, чтобы Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский и Серафим Саровский воевали друг с другом, оправдывая свой конфликт какими-то надуманными аргументами. Среди святых – мир.
Притча о богаче и Лазаре
Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.
Лк. 16: 19-31
В притче о богаче и Лазаре, которая читается сегодня, один из ее героев назван по имени. Обычно все герои притч остаются безымянными: человек, некий человек, богатый человек, хозяин, господин, управитель, раб, младший сын, старший сын, виноградари, девы, работники, сеятель, женщина. В данном же случае нищий назван по имени, тогда как богач остается безымянным до конца притчи. Этим подчеркивается контраст между двумя персонажами и между их посмертной судьбой: вряд ли при жизни многие знали имя нищего, тогда как имя богача, несомненно, было у всех на слуху. В вечности дело обстоит прямо противоположным образом.
Жизнь богачей и нищих часто представляет собой две не соприкасающихся одна с другой реальности: каждый живет в своем мире. Однако в данном случае с самого начала притча указывает на незримую взаимосвязь между богачом и Лазарем. Богач ее никак не ощущал; для Лазаря же она выражалась лишь в том, что он лежал у ворот дома богача. Взаимосвязь между двумя судьбами выявляется только после их смерти, когда богач видит Лазаря на лоне Авраамовом и узнает его. Смерть обоих персонажей является переломным моментом в их судьбах. Первое действие драмы завершается похоронами богача. Можно только догадываться, что это были торжественные и пышные похороны.
Второе действие начинается в аду, где богач и Лазарь меняются ролями. Теперь Лазарь возлежит на «лоне Авраамовом». Безвестный нищий оказывается, согласно притче, в непосредственной близости к Аврааму — отцу Израильского народа. Вместе с Авраамом он возлежит на пиру, подобно тому, как богач при жизни возлежал на пирах ежедневно. Богач же оказывается «в муках» и «в пламени». Подобно тому, как нищий некогда мечтал о крохах со стола богача, богач теперь молит Авраама послать к нему Лазаря, чтобы облегчить его страдания. Но Авраам озвучивает приговор, не подлежащий обжалованию: богач уже получил все блага при жизни; ему больше не на что надеяться. И добавляет слова о непреодолимой пропасти между теми, кто находится на его лоне, и находящимися в аду.
Третий акт драмы происходит там же, в загробном мире, но имеет отношение к реальности земного бытия. Речь теперь идет не о богаче и не о Лазаре, а о братьях богача, оставшихся на земле и не подозревающих, чтó ожидает их за порогом смерти.
В финале драмы на сцену выходит Тот, Кому предстоит воскреснуть из мертвых. В словах, которыми завершается притча, — «если бы кто из мертвых воскрес, не поверят», — Иисус указывает на Самого Себя. Вновь, как и в некоторых других притчах, мы видим Иисуса в эпицентре событий. Он не наблюдает за ними со стороны, Он вмешивается в судьбу людей, Своей смертью и воскресением свидетельствуя о том же, о чем говорил в притчах — о вечной жизни, подготовкой к которой должна стать земная жизнь.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
ОБРАЩЕНИЕ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ ФЁКЛЫ КО ХРИСТУ
Святая равноапостольная Фёкла родилась в городе Икония. Как и диакон Стефан, она почитается первомученицей. Святая происходила из знатной семьи и была очень красива. В 18 лет её обручили с юношей из богатой семьи. Но, услышав проповедь апостола Павла, святая Фёкла стала его ученицей и ради Христа решила не вступать в брак. Мать Фёклы не принимала выбор дочери и принуждала её выйти замуж за обручённого жениха. Сам же обручник пожаловался правителю города на апостола Павла, обвиняя в том, что апостол отвратил от него невесту. Когда в результате этой жалобы апостол был заключён в темницу, святая Фёкла ночью подкупила тюремных стражей, отдав им свои золотые украшения, и три дня провела в тюрьме, слушая учение апостола. Когда слуги её семьи обнаружили местонахождение Фёклы, её силой вернули домой.
ПРЕДАНИЕ О МОНАШЕСКОЙ ОБЩИНЕ АВВЫ АММОНА
Среди монахов Фиваиды (Египет) был смиренный авва Аммон († ок. 400). Он был настоятелем обители почти с 3 тысячами монахов, их называли тавениссиотами – по названию Тавенисского общежития. Они соблюдали Устав преподобного Пахомия Великого. По заведённому аввой Аммоном обычаю братия носили милоти, пищу принимали с покрытым лицом, опустив вниз глаза – чтобы не видеть, как ест близ сидящий брат, и не иметь повода судить о чужом подвиге или невоздержании. Во время трапезы царило совершенное молчание, как в пустыне, так как каждый брат исполнял своё правило втайне. «История египетских отцов» говорит, что братия за общую трапезу садились более для виду, нежели по необходимости, скрывая своё постничество. Некоторые братья раз или два подносили к устам руку, взяв хлеб или маслины, или чего-нибудь другого из предложенного на трапезе, и, вкусив от каждого яства по одному разу, тем и были довольны. Другие, съев немного хлеба, больше ничего не касались. Иные же довольствовались тремя ложками каши.