Седмица 32-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
4:7 Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас.
4:8 Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные.
4:9 Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость - в печаль.
4:10 Смиритесь пред Господом, и вознесет вас.
4:11 Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья.
4:12 Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?
4:13 Теперь послушайте вы, говорящие: "сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль";
4:14 вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий.
4:15 Вместо того, чтобы вам говорить: "если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое",-
4:16 вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло.
4:17 Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.
5:1 Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас.
5:2 Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью.
5:3 Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни.
5:4 Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа.
5:5 Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания.
5:6 Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам.
5:7 Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний.
5:8 Долготерпи́те и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается.
5:9 Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей.
Евангелие от Марка
10:17 Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
10:18 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.
10:19 Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать.
10:20 Он же сказал Ему в ответ: Учитель! всё это сохранил я от юности моей.
10:21 Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.
10:22 Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
10:23 И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: || как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
10:24 Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!
10:25 Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
10:26 Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?
10:27 Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу.
Человек сребролюбивый, любящий деньги не может жить по закону Христову. Сребролюбие и жизнь по Христу несовместимы. Как замечательно сказал об этом святитель Иоанн Златоуст: «Любящий деньги не только не способен любить врага, как повелел Господь, но и ближнего своего ненавидит». Главной направляющей жизни во Христе является движение не к себе, а от себя, вопреки человеческим инстинктам, а говоря о жизни современной – вопреки всем стереотипам жизни, вопреки всякой моде на образ жизни и на образ мысли. Жизнь со Христом – это движение от себя. Блаженнее давать, нежели принимать (Деян. 20, 35). Это движение от себя и есть смысл жизни во Христе; и сребролюбие как жизнь для себя, как собирание для себя несовместимо с жизнью во Христе.
Иисус и богатый юноша
Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать. Он же сказал Ему в ответ: Учитель! всё это сохранил я от юности моей. Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест. Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение. И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу.
Мк. 10: 17-27
Комментарий митрополита Илариона:
Герой истории, которая звучит в сегодняшнем Евангелии, назван нейтральным словом «некто». Евангелист Марк добавляет подробность беседы этого человека с Иисусом, позволяющую более живо представить описанную сцену: «Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай…».
Тот раздел беседы с богатым юношей, в котором говорится о заповедях, служит примером уважительного отношения Иисуса к закону Моисееву. Отвечая на вопрос юноши, Иисус цитирует не все десять заповедей закона Моисеева. Из десяти заповедей Иисус, согласно Матфею, цитирует шестую, седьмую, восьмую, девятую и пятую, присоединяя к ним ту заповедь, которую считал одной из двух важнейших в законе: о любви к ближнему. В редакции Марка перечисление заповедей звучит так: «не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать» (Мк. 10:19). Иисус ссылается на шесть из десяти заповедей.
В восприятии древних евреев десять заповедей закона Моисеева делились на два списка, соответственно двум скрижалям, на которых они были начертаны (Исх. 31:18; 32:15–19; 34:1–4, 28–29; Втор. 4:13; 5:22): заповеди 1–4, говорящие об отношении человека к Богу, и заповеди 5–10, посвященные взаимоотношениям между людьми. Ответ Иисуса богатому юноше может создать впечатление, что Он считал исполнение заповедей из второго списка достаточным для вхождения в жизнь вечную.
Продолжение истории, однако, говорит об обратном, как и весь контекст нравственного учения Иисуса. Высоко ценя заповеди Ветхого Завета, Иисус предлагал Своим последователям иной путь, не сводящийся к исполнению ни пяти или шести из десяти заповедей, ни всех десяти. Это тот путь духовного совершенства, на который Он указал богатому юноше и по которому юноша не захотел пойти. Путь, предлагаемый Иисусом, не отвергает Моисеево законодательство, но ведет человека значительно дальше.
ИЗ ЖИТИЯ БЛАЖЕННОГО ПРОКОПИЯ ВЯТСКОГО
Святой Прокопий происходил из крестьян Вятской губернии. В двадцать лет родители хотели его женить, но святой тайно ушел в город Хлынов и принял на себя подвиг юродства. Провидя волю Божию, святой Прокопий, как древние пророки, объявлял её наглядным образом. Однажды в вятскую темницу был заключён опальный московский боярин Михаил Татищев. Святой Прокопий, приходя к нему, пытался тянуть узника через решетку или бил по замку тюрьмы. Вскоре боярин был оправдан и освобождён. В другой раз блаженный пришёл в приказную избу, снял с местного воеводы, князя Григория Жемчужникова, шапку и надел на себя. Затем святой Прокопий, как судья, сел на его месте, взял князя за руку, привёл к тюрьме, затворил его в ней и ушёл. Через несколько дней по повелению царя воевода был на неделю заключён в темницу.
СВЯТОЙ ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ О КРЕСТЕ ГОСПОДНЕМ
Ввиду крайней тенденциозности наших мнимых староверов всюду вводить только осьмиконечный крест с косым – небывалым на древних крестах – подножием – и пренебрегать четвероконечным, я додумывался до начала этого обычая в нашей Церкви, сравнительно недавнего (века XIV или XV), и пришёл к следующему заключению. Наши предки хотели косым поперечником закрепить мысль, что неверный разбойник праведным судом Божиим за богохульство низошёл в ад (что означается нижним концом косого поперечника), а благоразумный разбойник за истинное покаяние и богословие вошёл в рай (верхний конец). Ничего противного вере и благочестию в этом объяснении, конечно, нет, и Церковь употребляет оба вида креста – о четырёх и восьми концах; но косое подножие навязано Кресту Господню напрасно. Богословствуй каждый правильно, согласно с Церковью, но придавать Кресту такую принадлежность, которой на нём не было, – значит делать нововведение в деле, которое свято для всего христианского мира и с действительностью не согласно.