Седмица 4-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
11:13 Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.
11:14 Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?
11:15 Ибо если отвержение их - примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?
11:16 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.
11:17 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,
11:18 то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.
11:19 Скажешь: "ветви отломились, чтобы мне привиться".
11:20 Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
11:21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.
11:22 Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен.
11:23 Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.
11:24 Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.
Евангелие от Матфея
11:27 Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
11:28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;
11:29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;
11:30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.
Тема зла на телеэкране – это очень серьезная мировоззренческая проблема. Когда в новостных блоках мы постоянно видим смерть, то происходит привыкание. Современный мир привык к картинам человеческого страдания. Если бы на человека, жившего двадцать, тридцать, сорок лет назад, обрушился подобный информационный поток, наверное, его психика не выдержала бы. Вероятно, он захотел бы встать со своего места и побежать на помощь. Достаточно вспомнить, как люди помогали друг другу после войны, делясь последним; как было развито чувство солидарности и взаимной поддержки. Сегодня это чувство притупляется, и не в последнюю очередь под влиянием того, что люди слышат слишком много рассказов о человеческих ужасах.
Призыв к кротости и смирению
Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.
Мф. 11:27-30
Вера в Иисуса как Бога открывает для человека возможность познать и увидеть Отца, говорится в сегодняшнем отрывке Евангелия от Матфея, который читался в храмах вчера из-за празднования рождества Иоанна Предтечи. Это и есть то познание, которое Бог утаил от мудрых и разумных, но открыл младенцам — Своим некнижным ученикам.
Затем звучит призыв Иисуса научиться у Него кротости и смирению и знаменитые слова о том, что иго Его благо и бремя Его легко.
То есть заповеди Иисуса могут казаться трудными для исполнения, но их исполнение приносит покой душе, потому что освобождает ее от бремени земных забот. Средством для достижения этого внутреннего покоя являются кротость и смирение. Иоанн Златоуст так перефразирует призыв Иисуса: «Не тот или другой приходи, но „придите“ все, находящиеся в заботах, скорбях и грехах; „придите“ не для того, чтобы Я подверг вас истязанию, но чтобы Я разрешил грехи ваши; „придите“ не потому, что Я нуждаюсь в славе от вас, но потому, что Мне нужно ваше спасение. Я, говорит, — „успокою вас“. Он не сказал: спасу только; но, что еще гораздо важнее, поставлю вас в совершенной безопасности... Не бойтесь, говорит Он, услышав об иге: оно благо. Не страшитесь, услышав о бремени: оно легко... Когда будешь предаваться беспечности, тогда будешь унывать. Если же исполнишь заповеданное, бремя будет легким; вот почему Он ныне таковым назвал его. И нам это можно исполнить? Если будешь смирен, кроток, скромен. Смирение есть мать всякого любомудрия. Вот почему, как при первоначальном изложении своих божественных законов начал Он со смирения, так и здесь то же делает, и притом обещает великое воздаяние... Чего ты боишься? говорит Он. Неужели ты, возлюбив смирение, будешь умален? Взирай на Меня и учись от Меня всему тому, что Я делаю: и тогда ясно узнаешь, какое великое благо смирение».
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ЧУДО ОТ ИЗОБРАЖЕНИЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ФЕОДОРА СТРАТИЛАТА
Великомученик Феодор Стратилат пострадал за веру во Христа в 319 году в городе Гераклея, где служил воеводой. Это случилось во время гонений на христиан, устроенных правителем Ликинием. Слово «стратилат» переводится с греческого как «воин, воевода». Святого так называют за то, что он, будучи воеводой земного царя, показал себя «предобрым воеводой Царя Небесного». Его почитание началось сразу после кончины. Преподобный Иоанн Дамаскин (VIII век) рассказывает о чуде, которое произошло от фрески великомученика Феодора в храме, освящённом в его память, в местечке Карсата под Дамаском. Этот храм сарацины превратили в жилище. Один из них пустил стрелу в изображение великомученика. Из плеча святого, там, где стрела вонзилась в стену, истекла кровь. В скором времени сарацины, жившие в храме, погибли один за другим.
ЖИЗНЬ ИНОКА ИСИДОРА И ЧУДО ОТ СВЯТОГО ПРИЧАСТИЯ
Преподобный Иоанн Мосх рассказывал об иноке Исидоре из обители Филоксенов (Страннолюбцев) на острове Кипр. Этот инок постоянно рыдал. На увещания он отвечал, что не может не плакать, так как нет такого грешника, как он. Когда Исидору сказали, что безгрешен один Бог, он ответил, что ни в Писании, ни в Предании, ни между людьми не нашёл грешника, подобного себе. Когда он жил в миру, то был женат и принадлежал к ереси Севера. Как-то он не застал жену дома и узнал, что она ушла к православной соседке, чтобы вместе причаститься. Исидор бросился, чтобы остановить её, и увидел, что она только что приняла Причастие. В гневе он схватил жену за горло и заставил исторгнуть Святые Дары. Подхватив святыню, он бросил её в грязь. В этот момент молния ударила в то место и восхитила Святое Причастие. Через два дня Исидор увидел эфиоплянина в рубище, который сказал, что они оба осуждены на одинаковое наказание. На вопрос, кто он, эфиоплянин ответил: «Я тот, кто ударил Господа по ланите во время Его страданий».