Седмица 2-я по Пасхе. Радоница
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
Деяния святых Апостолов
4:1 Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи,
4:2 досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых;
4:3 и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер.
4:4 Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч.
4:5 На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины, и книжники,
4:6 и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического;
4:7 и, поставив их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это?
4:8 Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские!
4:9 Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен,
4:10 то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав.
Евангелие от Иоанна
3:16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
3:17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.
3:18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.
3:19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;
3:20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,
3:21 а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.
Гордость противоположна смирению, потому что отец гордости и ее олицетворение – диавол. В центре его бытия – он сам. Именно с этого и начался отход ангела Денницы от Господа: в его жизни не осталось места Богу, все было поглощено собственной личностью. Так Денница превратился в сатану, бесконечно отдаленного от Создателя. Если человек погружает себя в стихию своего собственного «я» и в его душе практически не остается места для других, то там нет места и для Бога. Гордый человек неспособен установить связь с Богом, он неспособен молиться, неспособен сознавать свою неправду, неспособен приносить покаяние. Смиренный же человек – это тот, который расчищает свое внутреннее пространство, теснит свое собственное «я» и уступает центральное место в жизни Богу. В душе такого человека – забота о других, через нужды своих ближних он воспринимает и самого себя.
ЯВЛЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ПРЕПОДОБНОМУ ИОСИФУ ПЕСНОПИСЦУ
Преподобный Иосиф Песнописец (IX век) был монахом в Константинополе. Во время новой волны иконоборчества в 841 году он отправился в Рим, чтобы известить о происходящем Римского папу. Во время путешествия корабль преподобного захватили арабские пираты, и святого увезли пленником на остров Крит. В темнице преподобному Иосифу явился святитель Николай Чудотворец и велел ему съесть свиток, на котором было написано: «Ускори, Щедрый, и потщися, яко милостив, на помощь нашу, яко можеши хотяй». После этого Иосиф получил дар слова, так как ему предстояло утверждать в вере других пленников. Среди узников был епископ, готовый поддержать иконоборцев. Преподобный укрепил его в вере, и позднее, когда арабы принуждали епископа отречься от Христа, тот не отрёкся от Православия и принял мученическую смерть.
РАДОНИЦА
Радоница – первое поминовение усопших после Пасхи, совершающееся во вторник на Фоминой седмице. Это русская традиция. У православных Ближнего Востока и Греции она отсутствует. Святи‑ тель Афанасий (Сахаров) пишет: «Радоница обязана своим происхождением тому установному предписанию, по которому в Великом посте поминовение усопших по слу‑ чаю нарочитых поминальных дней (3-го, 9-го и 40-го), не могущее быть совершено в своё время по случаю великопостной службы, переносится на один из ближайших буднич‑ ных дней, в который может быть совершена не только панихида, но и полная литургия. В те‑ чение Великого поста такими днями являются только субботы, да и то не все. За последние седмицы поста и седмицу Пасхи всегда скопля‑ ется немало таких памятей об усопших, кото‑ рые надо будет справлять в первый будничный день, когда может быть полная литургия. Та‑ ковым и является вторник Фоминой седмицы, так как накануне понедельника после вечерни нельзя ещё совершать панихиду, как должно быть при поминовении…»