Неделя 5-я Великого поста
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
В центре Великого поста – именно прощение грехов, ничто иное. Все остальное – это средства и способы воздействовать на нашу душу, то есть на наше сознание, на наши волю и чувства, чтобы расположить нас к искреннему покаянию, а значит, и к прощению обид тем, кто нам такие обиды нанес, и к готовности простить этих людей. Святой Марк Подвижник говорил о том, что воздаяние за прощение, которое мы даем другим людям или которое мы испрашиваем у наших обидчиков, превышает воздаяние за все другие добродетели. Нам иногда кажется, что в течение Великого поста мы должны стяжать какие-то особые добродетели. Порой люди именно к этому и стремятся, направляя свои силы не на самое главное. Прощение и покаяние в центре поприща Великого поста. Об этом замечательно сказал святой Ефрем Сирин: «Слушай, человек, прощение превышает все другие добродетели!»
ИЗ «ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОЙ МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ» СВЯТИТЕЛЯ СОФРОНИЯ ИЕРУСАЛИМСКОГО
Молясь, достиг старец Зосима места, где обозначил себя высохший поток, и, став на берегу его, увидел на восток от него преподобную, лежащую мёртвой. Руки её были сложены крестом, а лицо обращено на восток. К ней же он притёк, омывал слезами её ноги, ни к какой же иной части тела не смел он прикоснуться. Сотворив многий плач и воспев псалмы, а также сотворив молитву погребения, Зосима сказал в себе: «Должен ли я погребсти тело преподобной или, может, это блаженной неугодно будет?» И это говоря в мысли своей, увидел он при главе её сделанную на земле надпись: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии, отдай землю земле, моли же Господа за меня, преставльшуюся месяца апреля в первый день, в самую ночь спасительных Христовых Страданий, по причащении Божественныя Тайныя Вечери».
ПРЕДАНИЕ О ЦАРЕ АВГАРЕ
В церковном Предании хорошо известна история появления Нерукотворного образа Спасителя и обращения к вере Едесского царя Авгаря, болевшего проказой. Услышав о Христе, совершавшем чудеса в Иудее, он полюбил Его и захотел иметь перед глазами Его образ как утешение в болезни. Авгарь послал живописца нарисовать образ Господа. Живописец пытался, но не мог «по причине сиявшего блеска лица Его» (преподобный Иоанн Дамаскин). По разъяснению святителя Иоанна Златоуста, «Всевидец, не благоволивший к намерению живописца, изменял лицо Своё божественною, недоступною для изображения руки человеческой, славою и благодатью». Подозвав к Себе художника, Христос умыл лицо водой и отёр его убрусом (платом), так что на материи появилось изображение Его лика. Когда Авгарь получил Нерукотворённый образ Христов, он приложился к нему и проказа сошла с его лица – кроме небольшого фрагмента кожи. Совершенное исцеление Авгарь получил после прихода к нему апостола от семидесяти Фаддея и совершения Таинства Крещения.