Седмица 31-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
1:3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас,
1:4 услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым,
1:5 в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования,
1:6 которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине,
Евангелие от Луки
14:1 Случилось Ему в субботу прийти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним.
14:2 И вот, предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью.
14:3 По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу?
14:4 Они молчали. И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил.
14:5 При сем сказал им: если у кого из вас осёл или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?
14:6 И не могли отвечать Ему на это.
14:7 Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу:
14:8 когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя,
14:9 и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место.
14:10 Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою,
14:11 ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.
Бывает так, что человек, пребывающий в злобе, — а злоба порок, который проявляет в полной мере грех, — всё, что делает, мыслит и говорит, наполняет этой злобой. Его слова становятся исполненными злобы. Мы говорим в таком случае, что человек злословит, то есть говорит злые слова в адрес другого. В таком случае осуждение является точным диагнозом внутреннего состояния того, кто злословит; и состояние это страшное, губительное, потому что там, где зло, там диавол. Вне зависимости от того, осуждаем ли мы людей в качестве развлечения, заполнения пустого времени, или защищая самих себя, или просто изливая вовне свое тяжелейшее внутреннее состояние, мы совершаем грех, который влияет на наше духовное состояние, а значит, на наше спасение.
Исцеление больного водянкой
Случилось Ему в субботу прийти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним. И вот, предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью. По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу? Они молчали. И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил. При сем сказал им: если у кого из вас осёл или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу? И не могли отвечать Ему на это. Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.
Лк. 14:1-11
Комментарий митрополита Илариона:
Исцеление больного водянкой, о котором мы читаем в сегодняшнем Евангелии, — очередной пример исцеления в субботу. Оно происходит не в синагоге, а в доме, куда Иисус, возможно, пришел после синагогального богослужения.
Водяной болезнью, или водянкой, называли скопление водянистой жидкости в тканях, полостях, под кожей. В действительности речь идет не о болезни, а о симптоме, появлявшемся вследствие различных болезней внутренних органов (например, почечной недостаточности), в результате которых тело человека распухало, он испытывал затруднения с дыханием, повышенную потливость. Водяная болезнь могла поражать как все тело, так и отдельные его части.
Иисус исцеляет больного, не просто прикоснувшись к его телу. В данном случае употреблено слово, которое можно перевести как «обняв». Исцеляя больного, Иисус не произносит никаких слов. К фарисеям же Он обращается либо сразу после совершения чуда, либо после того, как исцеленный покидает собрание. Ответом на Его слова становится молчание. Им нечего было ответить на вопрос о том, позволительно ли врачевать в субботу. И на слова о воле или осле, упавшем в колодец, им нечего возразить.
В следующем эпизоде читаемого сегодня Евангелия Иисус, будучи в гостях у одного из фарисеев и увидев, как гости выбирают лучшие места, сказал хозяину дома: «Когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя... Но, когда зван будешь, придя, садись на последнее место... ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14:7–11). Неприятие Иисуса вызывает кичливость фарисеев, их стремление везде занять самое видное место, их тщеславие и любовь к почестям. Этот совет шел вразрез с практикой фарисеев, которые всегда выбирали лучшие места и не видели в этом ничего зазорного, так как считали, что они «не таковы, как прочие люди» (Лк. 18:11).
Накануне Своей смерти Он рисует картину христианской общины, сплоченной вокруг единого Наставника, общины, члены которой считают себя братьями друг другу. В этой общине правила поведения должны быть прямо противоположны тем, что существовали в фарисейском сообществе: здесь возвысится тот, кто унижает себя. На Тайной вечере, умыв ноги ученикам, Иисус даст им видимый пример того, как они должны поступать по отношению друг к другу (Ин. 13:4–5, 12–17).
Слова «кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» имеют в Евангелиях многочисленные параллели. Эти афористичные высказывания являются кратким суммарным той системы взаимоотношений, которую Иисус хочет реализовать в общине Своих учеников.
Христианской Церкви лишь в некоторой степени удалось воплотить в жизнь начертанный Иисусом нравственный идеал. Уже в первом христианском поколении апостолы увещевали против распрей внутри христианских общин и призывали к смирению, перефразируя афоризмы Учителя. Отцы и учители Церкви последующих веков свидетельствовали о том, что дух фарисейства не только не изжит в христианской общине; наоборот, в ней он обрел второе дыхание. В IV веке об этом писал Иоанн Златоуст, наблюдавший в среде церковной иерархии своего времени симптомы тех духовных недугов, которые были характерны для фарисейской среды. Однако Златоуст видел и добрые примеры — прежде всего, в монашеских общинах, где смирение по образу Христа воспринималось не как недостижимый идеал, а как норма жизни.
Двухтысячелетний опыт Церкви показывает, что высокая нравственная планка, поставленная Иисусом для Своих учеников, не является недостижимой. Не только в монашеской среде, но и в среде простых верующих примеры христианского образа жизни и образа мысли исчисляются миллионами. Однако опасность фарисейства, под которым обычно понимают ханжеское, начетническое отношение к религиозной практике, существует и в христианской традиции. Когда религию начинают воспринимать как сумму правил, запретов, мелочных предписаний и указаний, на смену поклонению Богу «в духе и истине» (Ин. 4:23–24) приходит фарисейство, которое способно постепенно и незаметно подменить собой подлинную религиозность.
СЛУЖЕНИЕ ПРОРОКА АГГЕЯ
Пророк Аггей был первым пророком после вавилонского плена. Из-за малого объёма своей книги он относится к малым пророкам. Время его служения приходится на первую половину VI века до Рождества Христова. Согласно преданию, пророк родился в вавилонском пленении в священнической семье и юношей прибыл в Иерусалим. Здесь он стал очевидцем возрождения Иерусалимского храма. Иудеи, вернувшиеся из плена, сначала стали ревностно восстанавливать храм, но затем из-за нищеты потеряли к нему интерес и сосредоточились на устроении личных жилищ. Пророк говорит, что нищета – это не причина того, что у них всё плохо, а следствие нерадения о доме Божием. Пророк Аггей вдохновил иудеев вернуться к делу возведения храма, предсказав, что его слава превзойдёт славу храма Соломонова, так как в нём будет явлен Мессия-Христос.
О ПЛОДАХ ОДНОГО ПАЛОМНИЧЕСТВА
В житиях святых можно найти удивительные истории о паломниках, получивших благодать в святых местах. Среди них повесть о преподобных Симеоне и Иоанне (начало VI века) – двух сирийцах, подружившихся во время паломничества в Иерусалим. Их так вдохновил Иерусалим, что они решили оставить прежний образ жизни (Иоанну было 22 года, и он недавно женился) и стать монахами. Они приняли постриг в монастыре преподобного Герасима Иорданского и ушли в пустыню к Мёртвому морю. Через 30 лет отшельничества преподобный Симеон сказал, что нужно вернуться в мир, чтобы властью Христовой вернуть его на путь спасения. Преподобный Иоанн, решив, что друг впал в прелесть, пытался его отговорить, но убедившись, что есть на это воля Божия, отпустил. Преподобный Симеон вновь посетил Иерусалим, после чего вступил на путь юродства, буквально исполнив слова: «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым» (1 Кор. 3:18). Своим поведением и чудесами он многих привёл на путь покаяния.