Седмица 25-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
1:3 благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа,
1:4 Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего;
1:5 Ему слава во веки веков. Аминь.
1:6 Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию,
1:7 которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово.
1:8 Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что́ мы благовествовали вам, да будет анафема.
1:9 Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что́ вы приняли, да будет анафема.
1:10 У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым.
Евангелие от Луки
9:57 Случилось, что когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.
9:58 Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные - гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.
9:59 А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
9:60 Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие.
9:61 Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими.
9:62 Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.
Искушения древнего мира по-прежнему остаются искушениями рода человеческого. Мы видим, как построенная некогда на христианской основе европейская цивилизация постепенно превращается в цивилизацию языческую, из которой изгоняется поклонение истинному Богу, а на место Бога возводится культ человека, культ потребления... Как было трудно древним пророкам, ветхозаветным праотцам и отцам, противостоять искушениям! Они были в одиночестве и один на один боролись с окружавшей их языческой реальностью. Но мы сегодня не один на один противостоим языческому миру. Мы все вместе – Церковь Божия, в которой живет и действует Святой Дух. Укрепляемые Таинствами, мы просвещаем свой ум, закаляем свою волю, возвышаем свои чувства. У нас есть та сила, которой не было даже у пророков, – это сила общей веры и молитвы, это сила, которая даруется через сопричастность к таинству Церкви.
О следовании за Христом
Случилось, что когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие. Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.
Лк. 9: 57-62
В сегодняшнем Евангелии рассказывается о лицах, которые имели намерение примкнуть к общине учеников Иисуса, но мы не знаем, осуществилось ли оно. В каждом из трех описанных случаев какое-то обстоятельство или внутреннее качестве мешало этим людям стать последователями Иисуса.
Одному из желающих идти за Ним Иисус отвечает: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову». Из такого ответа отдельные толкователи делают вывод о внутренней неготовности этого человека последовать за Иисусом.
«Господь, — говорит святитель Афанасий Великий, — видя, что книжник сей, обещаясь идти по Нем, говорит это только на словах, а не содержит того в мысли, и увлекается иными помыслами, — постыждает его обличением, и не гонит от Себя, как бы отвращаясь от Него, и не обольщается словами его, как бы не зная, каков Он, но как ведущий обличает, и как вразумляющий исправляет. Господь как бы так говорит: никто, упокоеваясь в бессловесном, не может последовать Слову; друг бессловесных не в состоянии приять Слова; кто мечтает о бессловесных, тот не способен приобрести понятия о Слове. Действительно же, в самой дерзости книжника можно видеть признак его опрометчивости и невежества. Ибо если бы познал он силу Слова, то вовсе не составил бы себе ложного понятия о духовном Слове. И, будучи человеком, не осмелился бы сравнивать себя с непостижимою силою Спасителя, говоря: “я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел”».
В двух других описанных случаях последовать за Иисусом мешают родственные связи. В одном случае речь идет об уже умершем отце, которого нужно похоронить, а в другом случае о домашних, с которыми человек хочет проститься. Ни то, ни другое обстоятельство не признается Иисусом как достаточное, чтобы отложить на будущее время желание последовать за Ним.
Слова о необходимости похоронить своего отца некоторыми из толкователей понимались и в духовном смысле. Так, святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «И ты, человек, не вмешивайся в дела людей, преданных миру, пусть они хлопочут о мертвых, будучи сами мертвы духовно, а ты иди, благовествуй Царствие Божие».
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО ИОАННИКИЯ ВЕЛИКОГО
Преподобный Иоанникий подвизался в пустыни, день и ночь проводя в псалмопении. Пение псалмов он сочетал с молитвой: «Упование моё Отец, прибежище моё Христос, покров мой Дух Святой», которая впоследствии вошла в состав вечерних молитв. Преподобный Иоанникий совершил множество чудес: перемещался по воздуху, ходил по воде, укрощал диких зверей, исцелял бесноватых; по его молитве в пустыне забил источник. Среди чудес святого агиографы особенно выделяют победы над чудовищами: драконами, ехиднами и аспидами. Однажды зимой подвижник набрёл на пещеру, в которой теплилось два огонька. Преподобный подумал, что это угольки от непотушенного кем-то костра, и начал дуть на них, но оказалось, что это не угли, а глаза огромного змия. Преподобный Иоанникий усмирил змия и разделил с ним пещеру до конца холодов.
ОБ УСТАВЕ О КОЛЕНОПРЕКЛОНЁННОЙ МОЛИТВЕ
Согласно Евангелию и посланиям апостолов, христиане усыновлены Богу. Положение сына отличается от статуса раба, и мысль о том, что «ты уже не раб, но сын, а если сын, то и наследник Божий чрез Иисуса Христа» (Гал. 4:7), повлияла на постановления церковного устава о преклонении колен во время молитв. К первым векам христианства относится узаконение об отмене коленопреклонений в воскресные дни. I Вселенский Собор постановил: «Понеже суть некоторые преклоняющие колена в день Господень и во дни Пятидесятницы, то дабы во всех епархиях всё одинаково соблюдаемо было, угодно Святому Собору да стояще приносят молитвы Богу» (правило 20-е). О том же говорит святитель Василий Великий (IV век): «Церковные уставы научают нас предпочитати в сии дни прямое положение тела во время молитвы» (правило 91-е). VI Вселенский Собор подтвердил отмену коленопреклонений по воскресеньям: «От богоносных отец наших канонически предано не преклоняти колен во дни воскресные ради чести Воскресения Христова» (правило 90-е).