Количество просмотров Поделиться Facebook Instagram Twitter ВКонтакте
29
Октября / 2025 ГОД
По новому стилю
16
Октября
По старому стилю
выбрать дату
  • Святые дня / праздники
  • Чтение Апостола, Евангелия
  • Цитата Патриарха
  • Евангелие дня
  • События дня
  • Главные праздники
  • Дни поста
  • Дни особого поминовения усопших



выбрать дату
К РАЗДЕЛАМ
  • Главные праздники
  • Дни поста
  • Дни особого поминовения усопших
Чтение Апостола, Евангелия
Послание апостола Павла к Колоссянам
1:18 И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство,
1:19 ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота,
1:20 и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное.
1:21 И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам,
1:22 ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою,
1:23 если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем.
Евангелие от Луки
9:44 вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие.
9:45 Но они не поняли сло́ва сего, и оно было закрыто от них, так что они не постигли его, а спросить Его о сем слове боялись.
9:46 Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?
9:47 Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собою
9:48 и сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик.
9:49 При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами.
9:50 Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас.

Цитата Патриарха

Надежда на Бога, живое чувство веры, понимание того, что Бог защитит и восстановит справедливость, и создают внутреннее спокойствие человека. Терпение как броня ограждает внутреннее состояние нашей души от всяких внешних злых и греховных обстоятельств, и терпение становится ступенью на пути к Царствию Божию. И потому так понятны слова Спасителя, которые мы читаем в Евангелии: терпением стяжите души ваши (см. Лк. 21, 19).

Евангелие дня

Предсказание о смерти

И все удивлялись величию Божию. Когда же все дивились всему, что творил Иисус, Он сказал ученикам Своим: вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие. Но они не поняли сло́ва сего, и оно было закрыто от них, так что они не постигли его, а спросить Его о сем слове боялись. Пришла же им мысль: кто бы из них был больше? Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собою и сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик. При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас.

Лк. 9: 43-50

Сегодняшнее дневное чтение из Евангелия от Луки начинается с предсказания Иисуса о Своей смерти. Каждый из Евангелистов передает это предсказание по-своему. Лука подчеркивает непонимание учеников, говоря о нем трижды в разных формах («они не поняли слова», «оно было закрыто от них», «они не постигли его»).

Непонимание учеников вызывают многочисленные намеки и прямые указания Иисуса на то, что Его жизнь окончится смертью и воскресением. Иисус говорит ученикам о том, что «Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену … и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Лк. 9:22), но ученики не поняли, «а спросить Его о сем слове боялись» (Лк. 9:45). Почему боялись? Боялись спросить, очевидно, именно потому, что не понимали смысл Его слов. А может быть, потому, что предчувствовали беду и не хотели себе в этом сознаться.

Евангелия не скрывают от нас, что между учениками периодически возникали конфликты. Они были связаны, в частности, со спорами о первенстве, многократно зафиксированными Евангелистами. В сегодняшнем Евангелии приведен такой эпизод. Он, со всеми вариациями, которые мы встречаем у синоптиков, свидетельствует о том, что споры учеников о первенстве касались как иерархии внутри группы из двенадцати апостолов, так и их возможного места в том «царстве», о котором Иисус постоянно им говорил, но о котором, судя по всему, они имели весьма смутное представление.

Педагогический метод, используемый Иисусом для того, чтобы избавить их от споров о первенстве, кажется несколько неожиданным и не лишенным юмора: он ставит перед ними ребенка. Обняв его, Иисус обращается к ученикам, но вовсе не со словами о первенстве: Он не отвечает прямо на вопросы, которые ученики обсуждали между собой по дороге, но переводит всю беседу в иное русло.

Учение Иисуса уже при Его жизни выходило за пределы общины близких Ему людей. В сегодняшнем Евангелии говорится, как «Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами». Уже в этом, произошедшем при жизни Иисуса случае, можно усмотреть проблему нарушения единства Церкви. Блаженный Августин говорит: «Тот, кто изгонял бесов именем Христа, но не следовал за Его учениками, конечно, не был против них и был с ними настолько, насколько употреблял силу во имя Христово; в том же, что он не следовал им, он не был с ними и был против них. А так как ученики запрещали ему делать именно то, в чем он был с ними, то Господь и сказал: "Не запрещайте ему". Запрещать же следовало то, что он был вне их общества, дабы споспешествовать единству Церкви».

Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».

Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.

События дня

ТРАДИЦИЯ МНОГОДНЕВНОГО СЛУЖЕНИЯ ЛИТУРГИИ ПОСЛЕ ХИРОТОНИИ

Блаженный Симеон Солунский (†1429), отвечая на вопрос: «Для чего рукоположенный диакон в течение семи дней непрерывно совершает литургию, равно как и пресвитер?» – пишет: «В течение семи дней сряду он совершает литургию со священником, как в честь даров Духа, так и для того, чтобы научиться делу, а равно и для того, чтобы дело Божие отнюдь не прекращалось в продолжение седмицы дней, которая означает настоящую, по седмицам протекающую, жизнь нашу, в которую во всю непрестанно мы должны совершать дело Божие. Ибо в будущей жизни будет единый и неизменяющийся день, и совершение дела Божия единое и непрестанное». Вопрос, рассмотренный святым Симеоном, свидетельствует о современной ему практике Греческой Церкви. В России сложился обычай служения сорокоуста после хиротонии, но смысл его тот же.

БОГОСЛУЖЕБНАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ТРАДИЦИЯ ПО АПОКАЛИПСИСУ

Апокалипсис отражает литургическую практику древней Церкви и показывает, насколько стройный порядок был выработан в богослужении уже к концу I века. Литургическая тема пронизывает всё послание. Подобный Сыну Человеческому явился апостолу на острове Патмос «в день воскресный» (Откр. 1:10), то есть в день богослужебного собрания. Вступление (Откр. 1:1–8) и заключение (Откр. 22:6–21) имеют черты богослужебного диалога между чтецом и общиной (например: «блажен читающий и слушающий слова пророчества сего» (Откр 1:3)). Как и другие послания апостолов, Откровение предполагало прочтение на богослужебных собраниях. Одно из главных видений книги – Бог, сидящий на Престоле, Агнец, «как бы закланный», и 24 старца (4-я глава) – создаёт картину литургии, совершаемой епископом с сонмом пресвитеров, падающих ниц пред Престолом и Агнцем – в то время, как херувимы поют: «Свят, свят, свят Господь…» Под Престолом – души убиенных за слово Божие; это гробы мучеников, на которых первые христиане совершали Евхаристию.

Источник: pravoslavniy-calendar.ru