Неделя 21-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
21:1 После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так:
21:2 были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его.
21:3 Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего.
21:4 А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус.
21:5 Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет.
21:6 Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы.
21:7 Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою,- ибо он был наг,- и бросился в море.
21:8 А другие ученики приплыли в лодке,- ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот,- таща сеть с рыбою.
21:9 Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб.
21:10 Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали.
21:11 Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть.
21:12 Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты? зная, что это Господь.
21:13 Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу.
21:14 Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых.
Послание апостола Павла к Галатам
2:16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
2:17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
2:18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
2:19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
2:20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
Евангелие от Луки
8:5 вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;
8:6 а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;
8:7 а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;
8:8 а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
8:9 Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?
8:10 Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.
8:11 Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;
8:12 а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым пото́м приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;
8:13 а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;
8:14 а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;
8:15 а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Проповедь о Христе, свидетельство о Христе всегда связаны с уровнем собственной религиозности проповедующего, потому что ничто не убеждает так, как личный опыт человека. Если вы в разговоре с современным неверующим человеком будете приводить по схоластической богословской схеме так называемые доказательства бытия Божия, то в лучшем случае он плечами пожмет. А вот если вы будете говорить ему, что такое молитва в конкретных ситуациях, в которых этот человек оказывается, то не исключено, что он поймет, что молитва – это великая сила, способная в тот момент, когда проваливаешься в жизненную трясину, оказаться твердой почвой и спасти от гибели.
Притча о сеятеле
Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым пото́м приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Лк. 8: 5-15
Притча о сеятеле, которую мы читаем сегодня, имеется у всех трех синоптиков. Вариант притчи, приводимый Лукой (Лк. 8:5–8), несколько короче. Незначительные отличия между Евангелистами в изложении притчи касаются семени, упавшего при дороге: у Луки оно «было потоптано, и птицы небесные поклевали его». Семя, упавшее на каменистую почву, по версии Луки «взойдя, засохло, потому что не имело влаги». Упавшее на плодородную почву приносит у Луки — «плод сторичный».
В толковании притчи у Луки говорится: «семя есть слово Божие» (Лк. 8:11). Очевидно, что Иисус имеет в виду Свою проповедь. Эта проповедь есть то самое слово Божие, которое является прямым продолжением ветхозаветных откровений Бога, совершавшихся через пророков.
Слушателям Иисуса, несомненно, были знакомы слова Исаии: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, — так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Ис. 55:8–11).
В данном тексте отсутствует образ сеятеля, но есть образы семени, земли, а главное — слова Божия, исходящего из уст Бога. Это Слово не возвращается к Богу тщетным, но исполняет волю Отца, Который послал Его в мир.
В притче о сеятеле Иисус говорит о Себе. Это сближает данную притчу со многими другими притчами и поучениями, в которых Иисус основное внимание слушателя обращает на Свою личность и Свое дело. Тот факт, что проповедь Иисуса сфокусирована на Его собственной личности, объясняется Его уникальной ролью как Посланника и Сына Божия, пришедшего возвестить людям волю Божью особым образом — не так, как это делали пророки.
Они служили лишь передаточными звеньями между Богом и людьми, Иисус же был Богом воплотившимся и, говоря с людьми от Своего лица, одновременно говорил от имени Бога Отца. Именно поэтому Он заострял внимание слушателей не на каких-то отдельных аспектах Своего учения и не на учении в целом, а в еще большей степени — на Самом Себе как источнике этого учения.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ПОКАЯНИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА ИГНАТИЯ НОВОГО
Преподобномученик Игнатий, болгарин, юношей удалился в монастырь Иоанна Рыльского, где прожил шесть лет. Опасаясь призыва в турецкую армию для подавления бунта в Сербии, он «спешно, ради пострига монашеского» бежал на Афон. По дороге его схватили турки, и, после истязаний, он дал обещание принять ислам. Освободившись от уз, Игнатий стал иноком Святой Горы, но своего обещания «потурчиться» не мог вспомнить «без слёз и душевных страданий» и решил искупить его муками за святую веру. В 1814 году он оставил Афон и прибыл в Константинополь, где на заседании суда всенародно объявил, что в юности вынужденно солгал, пообещав отречься от веры, а теперь хочет забрать свои слова обратно и исповедать Христа. Святой, смело порицавший магометанство, был заключён турками в тюрьму и после пыток повешен.
СВЯЩЕННИК ПАВЕЛ ФЛОРЕНСКИЙ О СТАРЦЕ ИСИДОРЕ ГЕФСИМАНСКОМ (1814–1908)
Отец Исидор был монахом 60 лет и за это время не получил даже набедренника. Восьмидесятилетний старец жил одинокий в своей избушке и должен был всё делать собственными руками. Он был так заброшен, что во время болезни лицо его было покрыто слоем грязи, а из седых волос епископ Е., посещавший его, доставал вшей. Только за шесть дней до смерти старец получил помощь. Бедность, болезненность, пренебрежение, оскорбления, гонения – вот такими терниями поросла жизненная тропа старца. Но и в этих терниях он сохранил такое спокойствие, такую радость, такую полноту жизни, какой мы не имеем и не приобретём в условиях наиблагоприятнейших. Что самое достопримечательное в батюшке? Бесспорно, это то, что во всякой обстановке он пребывал христианином. Христианство его было неизменною его стихиею, не связанною с миром и его естественными и общественными условиями. Христианство было для него не витийством жизни, а самым существом её, – не узором жизни или украшением её, а самою тканью жизни.