Седмица 32-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
3:11 Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?
3:12 Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду.
3:13 Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью.
3:14 Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину.
3:15 Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская,
3:16 ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое.
3:17 Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.
3:18 Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.
4:1 Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?
4:2 Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не про́сите.
4:3 Про́сите, и не получаете, потому что про́сите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.
4:4 Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.
4:5 Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: "до ревности любит дух, живущий в нас"?
4:6 Но тем бо́льшую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
Евангелие от Марка
11:23 имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его,- будет ему, что ни скажет.
11:24 Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите,- и будет вам.
11:25 И когда стоите на молитве, прощайте, если что́ имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши.
11:26 Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших.
Богу было угодно в ответ на человеческие грехи не покарать людей новым Вселенским потопом, или огнем, или мечом, не истребить человеческий род, но открыть новую страницу бытия, которая по значимости может быть сравнима с творением мира. Бог словно восполняет Свой замысел о мире и человеке, нарушенный диаволом и человеческим грехом, и, движимый любовью, входит в человеческую историю, соединяется с человеческим родом. Он становится одним из нас и, пройдя горестным, тяжелым путем человеческой жизни, ни от чего не отворачиваясь, не избегая никаких трудностей, но принимая все то, что надлежало Ему принять, Господь Иисус Христос страданием и смертью Своею искупает род человеческий.
О вере и прощении
Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите,- и будет вам. И когда стоите на молитве, прощайте, если что́ имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших.
Мк. 11: 23-26
Означают ли слова о прощении, приведенные в сегодняшнем Евангелии, что последователь Иисуса должен закрывать глаза на грехи ближнего, отказываться от попыток вразумить его, остановить от впадения в еще большие грехи? Такой вывод не вытекает из общего контекста учения Иисуса о прощении.
С одной стороны, на недоуменный вопрос Петра «Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?» Иисус отвечает: «Не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18:21–22). Тем самым подчеркивается, что милосердие и терпение не должно иметь пределов: прощать надо столько раз, сколько человек согрешит.
С другой стороны, мы находим в речи Иисуса следующие указания: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15–17).
Однако право прощать принадлежит не только отдельному члену Церкви, но и всей церковной общине. С самых первых лет бытия Церкви в ней существовала практика исповедания грехов. Апостол Иаков пишет: «Признавайтесь друг перед другом в проступках» (Иак. 5:16). Более точен славянский перевод: «Исповедуйте друг другу согрешения ваша». Речь здесь идет не просто о частной беседе, в ходе которой один христианин мог признаться перед другим в совершении проступка: речь, вероятнее всего, идет об акте литургического характера, происходящем на собрании общины. «Друг перед другом» значит «в церкви», в собрании.
Из этой раннехристианской практики выросло таинство Покаяния, или Исповеди, существовавшее в разных формах, в том числе в форме публичного признания грехов перед всей общиной или перед несколькими священниками. Впоследствии сохранилась лишь одна форма исповеди: перед священником, один на один с ним. В христианской литературе мы встречаем многочисленные указания на то, что просить прощения у Бога в молитве недостаточно: исповедовать грехи надо перед священником.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ПЕРВОЕ ЧУДО ПРАВЕДНОГО ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО
Кто-то в Кронштадте заболел, – рассказывал отец Иоанн Кронштадтский. – Просили моей молитвенной помощи. Я стал молиться, прося у Господа исполнения над болящим Его святой воли. Но неожиданно приходит ко мне одна старушка, которую я давно знал, и настойчиво требует от меня, чтобы я молился о болящем не иначе, как о его выздоровлении. Помню, тогда я почти испугался: как я могу, думал я, иметь такое дерзновение? Однако эта старушка твёрдо верила в силу моей молитвы. Тогда я исповедал пред Господом своё ничтожество и свою греховность, увидел волю Божию во всём этом деле и стал просить для болящего исцеления. И Господь послал ему милость Свою – он выздоровел. В другой раз по моей молитве исцеление повторилось. Я тогда прямо уже усмотрел волю Божию молиться за тех, кто будет этого просить.
ПРЕДАНИЕ О ИКОНЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ «СПАСИТЕЛЬНИЦА УТОПАЮЩИХ»
Икона Божией Матери «Спасительница утопающих» явилась в 1751 году в Черниговском княжестве. У села Леньково, близ города Новгород-Северский, на реке Десне есть опасный водоворот, который с трудом переплывали даже опытные пловцы. Часто случалось, что в водоворот попадали огромные баржи, нагруженные хлебом. На этом опасном месте и была обретена икона Божией Матери, приплывшая к берегу реки. Благоговейные верующие, взяв образ, поставили его на горе, напротив гибельного места. Через некоторое время здесь построили храм. С тех пор плавающие по реке Десне останавливались у села Леньково, сходили на берег, заходили в храм и молились перед чудотворным образом Богоматери. И благоволение Божией Матери видимо почило на опасном месте. Замечено было, что со времени явления иконы несчастия с пловцами стали случаться редко, а впоследствии и совершенно прекратились. В годы революции чудотворная икона была утрачена, но в СпасоПреображенском монастыре города НовгородаСеверского хранится один из её списков.