Седмица 14-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
1:26 Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных;
1:27 но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное;
1:28 и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее,-
1:29 для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.
Евангелие от Иоанна
8:21 Опять сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете прийти.
8:22 Тут Иудеи говорили: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: "куда Я иду, вы не можете прийти"?
8:23 Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира.
8:24 Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших.
8:25 Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам.
8:26 Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру.
8:27 Не поняли, что Он говорил им об Отце.
8:28 Итак Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю.
8:29 Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно.
8:30 Когда Он говорил это, многие уверовали в Него.
Первое послание апостола Павла к Коринфянам
4:1 Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих.
4:2 От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным.
4:3 Для меня очень мало значит, ка́к судите обо мне вы или ка́к судят другие люди; я и сам не сужу о себе.
4:4 Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.
4:5 Посему не суди́те никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
Евангелие от Матфея
23:1 Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим
23:2 и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;
23:3 итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:
23:4 связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;
23:5 все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища* свои и увеличивают воскрилия одежд своих;
23:6 также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах
23:7 и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!
23:8 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья;
23:9 и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;
23:10 и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос.
23:11 Больший из вас да будет вам слуга:
23:12 ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.
В труде учителя есть два важнейших элемента. Во-первых, это пример, неотделимый от нравственного авторитета. Во всем без исключения педагог должен стараться быть образцом для своих учеников. Во-вторых, учитель призван относиться к воспитанникам с любовью. Только при этом условии в юных сердцах зародятся тяга к знаниям и желание следовать примеру учителя. Мне доводилось говорить с людьми уже немолодыми, состоявшимися в жизни, которые с огромным уважением и благодарностью вспоминали своих школьных учителей. Личность настоящего учителя оставляет добрый след, который остается с учениками навсегда. Поэтому так важно, чтобы учитель не останавливался на достигнутом, пребывал в непрестанном процессе духовного, профессионального и интеллектуального роста.
Предостережение от книжников и фарисеев
Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.
Мф. 23: 1-12
В сегодняшнем евангельском чтении мы читаем рассказ о взаимоотношениях Иисуса с фарисеями. У Матфея Иисус, хотя и критикует фарисеев, все-таки говорит о том, что их надо слушаться: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте» (Мф. 23:2–3). Ни в одном другом Евангелии мы не найдем подобного совета.
Обличение Иисуса в адрес фарисеев, начинающееся знаменательными словами «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи», в значительной степени посвящено интерпретации закона. Это и другие обличения Иисуса не лишены юмора. Правда, здесь скорее надо говорить о горькой иронии.
Иисус иронизирует над фарисеями, когда описывает, как они «все дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!» (Мф. 23:5–7). Осуждение Иисусом фарисеев не было безоговорочным. Он осуждал прежде всего их практику: они «говорят, и не делают» (Мф. 23:3).
Описанию характера жизни фарисеев противостоят слова Иисуса: «...отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Мф. 23:9). Говоря так, Иисус подчеркивал уникальный характер отцовства Бога по отношению к людям. Никто на земле, ни один земной отец не может осуществлять отцовство таким образом и в той мере, в какой Бог осуществляет его по отношению ко всему человеческому роду и к каждому человеку. Отцовство Бога не имеет аналогов на человеческом уровне.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
ИЗ ЖИТИЯ МУЧЕНИКА АНДРЕЯ СТРАТИЛАТА
Мученик Андрей был начальником отряда римских войск, воевавших с персами. Когда отряд столкнулся с численно превосходившим его противником, святой Андрей, склонявшийся к христианству, приказал солдатам призывать на помощь Бога христиан и победил. Святого арестовали за проповедь, но цезарь Максимиан побоялся предать смерти прославленного воина и решил тайно убить Андрея и его воинов, предварительно освободив их. После освобождения святой Андрей вместе со своими 2593 подчинёнными отправился в город Тарс к епископу Петру, где все они приняли святое Крещение, и удалились в Киликию. Командующий римскими войсками этой области Селевк получил повеление догнать и уничтожить отряд святого. Святой Андрей с дружиной могли легко отразить натиск Селевка, но предпочли добровольно предаться в руки убийц.
ПРЕПОДОБНЫЙ ИОАНН ДАМАСКИН О ПРЕДАНИИ
Никто никогда не познал Бога, разве только тот, кому Он сам открыл. Бог не оставил нас в совершенном неведении; ибо познание о том, что Бог есть, Он Сам насадил в природе каждого. И само создание мира, его сохранение и управление возвещают величие Божества (Прем. 13:5). Сверх того, Бог, сперва чрез закон и пророков, потом через Единородного Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, сообщил познание о Себе, какое мы можем вместить. Поэтому всё, что предали нам закон и пророки, апостолы и евангелисты, мы принимаем, познаём и почитаем; а выше того ничего не испытываем. Ибо если Бог благ, то Он и податель всякого блага, и непричастен ни зависти, ни другой какой страсти, ибо зависть несродна естеству Божию как бесстрастному и единому благому. А поэтому Он как всеведущий и промышляющий о благе каждого то, что нам потребно знать, открыл нам, а чего не можем понести, о том умолчал. Этим мы и должны быть довольны, в этом пребывать и не преступать пределов вечных (Притч. 22:28) и предания Божия.