Седмица 4-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
11:2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. || Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
11:3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
11:4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
11:5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
11:6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
11:7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
11:8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
11:9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
11:10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11:11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
11:12 Если же падение их - богатство миру, и оскудение их - богатство язычникам, то тем более полнота их.
Евангелие от Матфея
11:20 Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись:
11:21 горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись,
11:22 но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам.
11:23 И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня;
11:24 но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе.
11:25 В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам;
11:26 ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение.
Людям не дано знать сокровенных глубин и тайных движений чужой души, понимать замысел Господа о том или ином человеке, знать пути Промысла Божия. Все это от нас сокрыто в жизни сей. Только Бог прозревает внутреннюю жизнь человека, а потому только Бог и имеет право судить нас. Известно, что подле великого угодника Божия преподобного Серафима Саровского жил простой, некнижный, немудрый и, казалось бы, никакими подвигами не прославивший себя монах по имени Павел. Преподобный же Серафим, которому было дано прозревать даже участь в вечности окружавших его людей, говорил, что сей Павел войдет в Царство Божие и унаследует блаженство жизни вечной только благодаря одному: он никого и никогда не осудил!
Укорение галилейских городов
Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе. В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение.
Мф. 11:20-26
В сегодняшнем отрывке из Евангелия от Матфея Иисус укоряет галилейские города за то, что они не услышали Его и не покаялись. Во-первых, эти слова показывают, насколько глубоко миссия Иисуса была укоренена в библейской истории. То, что происходило с Ним и вокруг Него, Он сравнивал с происходившим на страницах Ветхого Завета, вновь и вновь возвращаясь к известным Его слушателям образам. Тир и Сидон — финикийские города, известные как средоточие пороков; книги пророков содержат многочисленные обличения в адрес жителей этих городов (Ис. 23:1–14; Иез. 26–28; Иоил. 3:4; Ам. 1:9–10; Зах. 9:2–4). Обычай облекаться во вретище и садиться на пепел в знак покаяния также отмечен в книгах пророков: так, например, в результате проповеди пророка Ионы ниневитяне объявили пост и оделись во вретище, а царь Ниневии встал с престола, облекся во вретище и сел на пепле; даже скот покрыли вретищем (Ион. 3:5–6, 8). Наконец, история Содома — города, который Бог истребил серой и огнем в наказание за пороки его жителей (Быт. 19:1–29) — была хрестоматийным примером Божия суда и возмездия за грехи.
Проповедь Иисуса с самого начала встречает восторженный отклик одних, сопротивление, отторжение и равнодушие других. За Иисусом следуют тысячи жаждущих получить исцеление, увидеть чудо, услышать Его слово, но одновременно десятки и сотни тысяч остаются не затронутыми Его проповедью или равнодушными к ней. Несмотря на совершаемые чудеса, никакого массового обращения в новую веру — а именно таковой, в конечном итоге, оказалась вера, принесенная на землю Иисусом — не происходит. Это вызывает Его разочарование и негодование, отразившееся в словах, адресованных к галилейским городам. Впоследствии похожие слова будут произнесены в отношении Иерусалима (Мф. 23:37–38; Лк. 13:34–35).
Затем Он обращается к Отцу со словами «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам». По мнению Иоанна Златоуста, мудрыми и разумными Иисус называет здесь книжников и фарисеев, но, «называя их мудрыми, говорит не о мудрости истинной и достойной похвалы, а о той, которую они приписывали своим силам». Под младенцами же понимаются простые и бесхитростные рыбаки, которых Иисус сделал Своими апостолами.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
СЛУЖЕНИЕ ХРИСТУ СВЯТОГО ФЕОДОТА АНКИРСКОГО
Святой мученик Феодот жил в Анкире Галатийской в III веке. Во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане (284–305) святой Феодот, отличавшийся особенной добротой и отзывчивостью, снабжал христиан всем необходимым, прятал в своём доме и помогал проводить тайные богослужения. Святой посещал верующих в темницах, выкупал их, а если не мог спасти, то заботился о христианском погребении тел мучеников. Однажды он вытащил из воды и похоронил тела семи утопленных мучениц. Об этом донесли правителю, и тот велел схватить святого Феодота. За отказ принести жертву идолам и исповедание веры в Господа Иисуса Христа святого подвергли мучениям и усекли мечом в 303 году. Тело святого Феодота хотели сжечь, но поднявшаяся буря помешала это исполнить. Христиане забрали тело святого и достойно погребли.
О ТРАДИЦИИ ТВОРИТЬ МИЛОСТЫНЮ В ПАМЯТЬ ОБ УСОПШИХ
Поминовение усопших, кроме молитвы, включает в себя и совершение в их память милостыни, которая «избавляет от смерти и не допускает сойти во тьму» (Тов. 4:10). Синаксарь субботы мясопустной говорит, что святые отцы, «зная, что памяти за усопших, то есть милостыни и богослужения, приносят им великую пользу и облегчение, повелевают Церкви совершать это и особо за каждого, и за всех вообще, приняв такое повеление от апостолов». Святитель Иоанн Златоуст говорит о пользе милостыни: «Помыслим и о пользе для отшедших ко Господу, подадим соответственное вспоможение (милостыню и приношения), ибо дело это приносит им несомненную прибыль и помощь». Ещё в Ветхом Завете было принято творить милостыню в память усопших. Праведный Товит говорил сыну: «Раздавай хлебы твои при гробе праведных, но не давай грешникам» (Тов. 4:17). Новозаветные святые допускают милостыни и за грешников. Преподобный Федор Студит советует творить милостыню за еретиков, а Оптинские старцы заповедуют то же делать и за самоубийц.