Светлая седмица – сплошная. Четверг Светлой седмицы
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
2:38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и полу́чите дар Святаго Духа.
2:39 Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.
2:40 И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного.
2:41 Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.
2:42 И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.
2:43 Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме.
Евангелие от Иоанна
3:1 Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских.
3:2 Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви́! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.
3:3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
3:4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
3:5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
3:6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
3:7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.
3:8 Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.
3:9 Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?
3:10 Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь?
3:11 Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете.
3:12 Если Я сказал вам о земном, и вы не верите,- как поверите, если буду говорить вам о небесном?
3:13 Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.
3:14 И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,
3:15 дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
Когда мы говорим, что Христос Воскресением Своим упразднил смерть, это не фигура речи, это не образ, несмотря на то, что сказанное входит в противоречие с нашим опытом. Люди умирали до Христа, умирают и после Его Воскресения, и у человека, не знающего смысл христианского послания, может возникнуть мысль о несоответствии содержания праздника с реальностью жизни. Но то, что мы называем смертью – прекращение функционирования человеческого организма, распад и тление, – не является концом жизни. Если говорить о Христе, Который разрушил оковы смерти, то это в первую очередь следует воспринимать как то, что через Воскресение Христово людям открылась возможность жить в вечности в общении с Богом, то есть иметь подлинную жизнь.
Беседа с Никодимом
Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви́! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь? Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном? Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
Ин. 3: 1-15
В сегодняшнем Евангелии мы слышим беседу Иисуса с Никодимом.
Почему Никодим приходит к Иисусу ночью? В этом, очевидно, была определенная практическая необходимость: Никодим в четвертом Евангелии выступает как один из немногих представителей религиозной верхушки Израильского народа, кто тайно симпатизировал Иисусу и Его миссии. Он не решался открыто примкнуть к общине учеников Иисуса. В то же время, для него недостаточно было того, что он мог услышать от Учителя прилюдно: ему хотелось личного общения. И Иисус предоставляет ему такую возможность.
Рождение свыше, или рождение от воды и Духа, — основная концепция беседы с Никодимом, — имеет многообразный смысл и предполагает многоуровневое толкование. На первом и наиболее очевидном уровне речь идет о Крещении. Об этом говорит, во-первых, сама формулировка «от воды и Духа», предполагающая участие воды в процессе рождения свыше; во-вторых, соответствие этой формулировки учению о Крещении, выраженному в других новозаветных книгах, в том числе в Деяниях апостольских и посланиях Павла; в-третьих, единодушное понимание данной формулировки раннехристианскими толкователями как указывающей на таинство Крещения.
Образ воды позволяет Евангелисту изложить многие ключевые темы учения Иисуса, выстроив их в логическую цепь. Первым звеном этой цепи служит вера в Иисуса как Мессию, Агнца Божия, Слово Божие, Бога и Спасителя. Следующим звеном является водное крещение, без которого спасение невозможно. Крещение, в свою очередь, становится средством, благодаря которому уверовавший получает благодать Утешителя — «Духа истины, Который от Отца исходит» (Ин. 15:26).
Эти три опорных столпа — вера, крещение и благодать Святого Духа — становятся богословским и литургическим основанием новой религии, установленной Иисусом. Она приходит на смену Иерусалимскому храму и ветхозаветному культу, соответствовавшему эпохе ожидания Мессии, но ставшему ненужным после того, как Мессия «пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1:11). С этого момента «своими» для Бога становятся не Израильтяне, «которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования» (Рим. 9:4), не «Израиль по плоти» (1 Кор. 10:18), но граждане нового Израиля — Церкви. Принадлежность к ней определяется не кровью, а верой, не происхождением, а избранием, не законом, а благодатью.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Волоколамского Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ПРЕДАНИЕ О ПРОРОКЕ ИОАДЕ
Пророк Иоад происходил из Самарии и жил в Х веке до Рождества Христова. Пророк был послан Богом в Вефиль обличить израильского царя Иеровоама за то, что тот совратил свой народ в идолопоклонство. Господь заповедал пророку: «Не ешь там хлеба и не пей воды и не возвращайся тою дорогою, которою ты шёл» (3 Цар. 13:9). Пророк Иоад явился к Иеровоаму и передал слова Божии о грозящем наказании. Когда Иеровоам попытался дать знак, чтобы слуги схватили пророка, рука царя внезапно стала сухой. Он просил пророка помолиться Богу об исцелении и по его молитве получил его. Возвращаясь, пророк ослушался заповеди, данной ему Господом, и вкусил пищи, предложенной ему лжепророком Емве. За это Иоад был умерщвлён львом, но тело его осталось нетронутым и было погребено вблизи жилища лжепророка.
ЯВЛЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ ПРЕПОДОБНОМУ АЛЕКСАНДРУ СВИРСКОМУ
В 1508 году преподобный Александр Свирский, 23 года подвизавшийся в свирской пустыни, сподобился, как некогда ветхозаветный праотец Авраам, явления Живоначальной Троицы. Преподобный ночью молил‑ ся в отходной пустыни. Вдруг вос‑ сиял свет, и он увидел вошедших к нему Трёх Мужей, облачённых в белые одежды. Освящён‑ ные Небесной славой, Они сияли чистотой ярче солнца. Каждый держал в Своей руке жезл. Преподобный в страхе пал на землю. Подняв его за руку, Мужи сказали: «Уповай, блажен‑ не, и не бойся». И повелели построить церковь и устроить обитель. Преподобный спросил, во имя кого должна быть церковь. Господь же сказал: «Возлюбленный, как видишь Гово‑ рящего с тобою в Трёх Лицах, так и созижди церковь во Имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы. Я оставляю тебе мир и мир Мой подам тебе». И тотчас преподобный увидел Господа с простёртыми крылами, слов‑ но по земле ходящего, и Он стал невидим. Пре‑ подобный Александр Свирский – единствен‑ ный русский святой, удостоившийся явления Пресвятой Троицы.