Седмица 4-я Великого поста
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
12:1 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе;
12:2 и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение;
12:3 Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.
12:4 И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана.
12:5 И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую.
12:6 И прошел Аврам по земле сей [по длине ее] до места Сихема, до дубравы Море́. В этой земле тогда [жили] Хананеи.
12:7 И явился Господь Авраму и сказал [ему]: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал там [Аврам] жертвенник Господу, Который явился ему.
Книга Притчей Соломоновых
14:15 Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим.
14:16 Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян.
14:17 Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышленно делающий зло, ненавистен.
14:18 Невежды получают в удел себе глупость, а благоразумные увенчаются знанием.
14:19 Преклонятся злые пред добрыми и нечестивые - у ворот праведника.
14:20 Бедный ненавидим бывает даже близким своим, а у богатого много друзей.
14:21 Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен.
14:22 Не заблуждаются ли умышляющие зло? [не знают милости и верности делающие зло;] но милость и верность у благомыслящих.
14:23 От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб.
14:24 Венец мудрых - богатство их, а глупость невежд глупость и есть.
14:25 Верный свидетель спасает души, а лживый наговорит много лжи.
14:26 В страхе пред Господом - надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище.
На 6-м часе
Книга пророка Исайи29:13 И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих;
29:14 то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет.
29:15 Горе тем, которые думают скрыться в глубину, чтобы замысл свой утаить от Господа, которые делают дела свои во мраке и говорят: "кто увидит нас? и кто узнает нас?"
29:16 Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: "не он сделал меня"? и скажет ли произведение о художнике своем: "он не разумеет"?
29:17 Еще немного, очень немного, и Ливан не превратится ли в сад, а сад не будут ли почитать, как лес?
29:18 И в тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых.
29:19 И страждущие более и более будут радоваться о Господе, и бедные люди будут торжествовать о Святом Израиля,
29:20 потому что не будет более обидчика, и хульник исчезнет, и будут истреблены все поборники неправды,
29:21 которые запутывают человека в словах, и требующему суда у ворот расставляют сети, и отталкивают правого.
29:22 Посему так говорит о доме Иакова Господь, Который искупил Авраама: тогда Иаков не будет в стыде, и лице его более не побледнеет.
29:23 Ибо когда увидит у себя детей своих, дело рук Моих, то они свято будут чтить имя Мое и свято чтить Святаго Иаковлева, и благоговеть пред Богом Израилевым.
Неотвратим был для Сына Божиего Крест Христов, но Страданием на Кресте Господь спас весь мир и открыл нам двери Своего Божественного Царства. Своим слабым умом мы можем уразуметь только некую частицу этой тайны и сказать, что без страданий и скорби, видимо, не может быть спасения и не может быть человеческого счастья. Мы счастливы лишь тогда, когда у нас есть опыт скорби. Вырвите этот опыт скорби и страданий из человеческой жизни, и человек не будет знать, что такое счастье. Он растопчет свое счастье, он к нему привыкнет, как люди привыкают к хорошим автомобилям, комфортному жилью, красивой одежде. Счастье мы замечаем, когда у нас есть иная точка отсчета. А страдаем мы не только из-за болезней. Иногда с нами несправедливо поступают наши коллеги и ближние. Часто такое бывает в мире политики, на производстве, в мире культуры и искусства. Порой мы думаем: «За что же это нам? Почему?..» Такова воля Божия, и если мы будем ясно сознавать, что скорбь и страдания являются непременной частью человеческой жизни, что они никогда не исчезнут, но будут присутствовать до конца мира сего, мы поймем, что таков замысел Бога о мире и человеке.
ИЗ ЖИТИЯ МУЧЕНИКОВ ФИЛИТА, ЛИДИИ И ИНЫХ С НИМИ
Святой Филит был сановником при дворе императора Адриана. За исповедание веры в Господа Иисуса Христа святого Филита с женой святой Лидией и сыновьями святыми Македоном и Феопрепием отправили в Иллирию к военачальнику Амфилохию, чтобы подвергнуть истязаниям. Амфилохий повелел вскипятить в медном котле масло вместе с серою и бросить туда подвижников. Но когда мученики попали в котёл, он тотчас охладился. Поражённый чудом, Амфилохий уверовал во Христа и, решившись войти в котёл, сказал: «Господи, Иисусе Христе, помоги мне!» Тогда послышался голос: «Молитва твоя услышана, войди сюда». Вскоре Адриан сам прибыл в Иллирию и повторил пытку: мучеников снова и снова бросали в кипящее масло, но они силою Божией оставались живы. Посрамлённый император вернулся в Рим, а мученики предали Спасителю свои души.
ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО АЛИПИЯ, ИКОНОПИСЦА ПЕЧЕРСКОГО
Один благочестивый киевлянин, построив храм, захотел украсить его иконами и поручил двум печерским инокам заказать семь икон преподобному Алипию, какой бы тот цены ни попросил, дал им доски и серебро. Иноки ещё дважды брали у него деньги, но Алипию об этом не говорили. Заказчик требовал у иноков иконы, но те отвечали, что Алипий деньги взял, но к работе не приступал. Тогда он явился с жалобой к игумену Никону. Призвали Алипия, но тот отвечал, что ничего не слышал о заказе. Послали за иноками и досками. И оказалось, что на досках, по Божиему мановению, за одну ночь были написаны святые лики. Игумен выгнал лживых иноков из монастыря, но они продолжали клеветать и говорили, что иконы написаны ими, а не Богом писаны. Но, по воле Божией, от пожара выгорело всё Подолье, и церковь, в которой хранились эти иконы, сгорела, сами же нерукотворные иконы остались невредимы. Князь Владимир Мономах увидел это чудо, взял одну из этих икон, образ Богородицы, и послал в Ростов для построенного им храма.