Седмица 21-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
Второе послание апостола Павла к Коринфянам
3:12 Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением,
3:13 а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего.
3:14 Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.
3:15 Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их;
3:16 но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.
3:17 Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.
3:18 Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.
Евангелие от Луки
6:1 В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками.
6:2 Некоторые же из фарисеев сказали им: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы?
6:3 Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?
6:4 Ка́к он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним?
6:5 И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы.
6:6 Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая.
6:7 Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него.
6:8 Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступил.
6:9 Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что́ должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали.
6:10 И, посмотрев на всех их, сказал тому человеку: протяни руку твою. Он так и сделал; и стала рука его здорова, как другая.
Господь помогает нам критически относиться к множеству сигналов, которые обрушиваются на нас из окружающего мира. Нередко эти сигналы несут нечто, порожденное темной силой, соблазняя нас на те или иные дурные поступки или опасные мысли. Недаром в святоотеческой литературе много внимания уделяется отражению диавольских искушений. У святых отцов мы часто находим описания того, как подвижники боролись с этими искушениями. И силой, которая позволяла отразить искушения диавольские, всегда являлась и является молитва, потому что в молитве и через молитву мы становимся ближе к Богу. В ответ на это Бог дает нам силу и способность отличать добро от зла и видеть скрытое искушение в самых благонамеренных и красивых человеческих идеях и рассуждениях.
Исцеление сухорукого
В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками. Некоторые же из фарисеев сказали им: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы? Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? Ка́к он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним? И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы. Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая. Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него. Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступил. Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что́ должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали. И, посмотрев на всех их, сказал тому человеку: протяни руку твою. Он так и сделал; и стала рука его здорова, как другая.
Лк. 6: 1-10
Сегодня мы читаем рассказ об исцелении человека, имевшего сухую руку. Он встречается у всех трех синоптиков, каждый из которых по-своему расставляет акценты.
Лука, говоря, кто наблюдал за Иисусом, уточняет, что это были книжники и фарисеи. Он также упоминает о том, что Иисус приказал сухорукому встать и выйти на середину, «зная помышления их».
Под «сухой» рукой подразумевается рука, полностью парализованная. Только Лука отмечает, что у человека, о котором идет речь, парализована была правая, а не левая рука (Лука и в других случаях бывает более точен, когда речь идет о вопросах, относящихся к области медицины и болезней). Мы не знаем, чем был вызван паралич. Он мог стать следствием инсульта или иной причины, вызвавшей поражение нервной системы. Судя по тому, что больной мог самостоятельно встать и выйти на середину, другие его конечности не были поражены.
Словами: «Протяни руку твою» (Лк. 6:10) Иисус заставляет больного поверить в то, что еще минуту назад было для него невозможно: он мог передвигать ногами, он мог пользоваться здоровой рукой, но парализованная рука безжизненно висела, он не чувствовал ее и не управлял ею. Чудо происходит благодаря целительной силе, исходящей от Иисуса. Но для совершения чуда требуется также содействие человека: это содействие выражается в том, что человек, поверив слову Иисуса, делает невозможное.
Исцеление совершается моментально, притом без прикосновения: только через слово. Хотя все происходит на глазах у людей, и Иисус специально обращает внимание Своих оппонентов на то, что в субботу можно делать добро, исцеление не совершается Иисусом с целью доказать Свою правоту в споре о субботе. В центре внимания — не книжники и фарисеи, а больной, к которому Иисус обращает слово. При этом Он не задает ему вопрос о вере, как в некоторых других случаях, и больной вообще ничего не говорит в течение всей сцены. Ответом на слова Иисуса становится действие: он протягивает руку, и она становится здорова.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ИЗ ЖИТИЯ МУЧЕНИКОВ СЕРГИЯ И ВАКХА
Тайные христиане Сергий и Вакх занимали высокие должности в войске императора Максимиана. Когда императору донесли, что они не почитают языческих богов, он приказал им принести жертву идолам. Святые отказались и исповедали себя христианами. Максимиан любил их, поэтому долго убеждал, но, видя их твёрдость, подверг публичному осмеянию и, не желая сам предавать их мукам, отослал к сирийскому правителю Антиоху, лютому ненавистнику христиан. Но Антиох получил место правителя с помощью Сергия и Вакха, был им лично обязан, поэтому тоже не хотел предавать их смерти и умолял оставить христианство. Мученики ответили отказом. Тогда Антиох разгневался, и по его приказу Вакх был забит до смерти бичами, а Сергия обули в железные сапоги с набитыми в них гвоздями и отвели на суд, где усекли мечом.
ПОСТУПОК БЛАГОЧЕСТИВОЙ МОНАХИНИ
Преподобный Иоанн Мосх оставил запись об истории, произошедшей в Александрии. Некая монахиня затворнически жила в своём доме, находилась в постоянной молитве и посте и всегда старалась подавать милостыню. Но однажды её добродетель подверглась испытанию. Один юноша начал испытывать к ней сильное влечение, так что, забыв про сон и покой, караулил её перед домом. Когда монахиня хотела выйти в храм, юноша преграждал ей путь и докучал, как свойственно влюблённым. Замученная этим преследованием монахиня однажды отправила к юноше служанку, которая позвала его к госпоже. Молодой человек обрадовался, что добился своего. Монахиня сидела за ткацким станком. Когда она спросила, почему он преследует её, юноша признался ей в своих чувствах. На вопрос монахини, что он нашёл в ней красивого, что так сильно полюбил, юноша сказал: «Глаза твои. Они ведь соблазнили меня». Услышав это, монахиня схватила ткацкий челнок и выколола себе глаза. Юноша пришёл в себя, удалился в Скитскую пустыню в Египте.