Количество просмотров Поделиться Facebook Instagram Twitter ВКонтакте
27
Сентября / 2024 ГОД
По новому стилю
14
Сентября
По старому стилю
выбрать дату
  • Святые дня / праздники
  • Чтение Апостола, Евангелия
  • Цитата Патриарха
  • Евангелие дня
  • События дня
  • Главные праздники
  • Дни поста
  • Дни особого поминовения усопших



выбрать дату
К РАЗДЕЛАМ
  • Главные праздники
  • Дни поста
  • Дни особого поминовения усопших
Праздники

Воздвижение Креста Господня

Чтение Апостола, Евангелия
Евангелие от Иоанна
12:28 Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю.
12:29 Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему.
12:30 Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа.
12:31 Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон.
12:32 И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе.
12:33 Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.
12:34 Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто Этот Сын Человеческий?
12:35 Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет.
12:36 Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.
Первое послание апостола Павла к Коринфянам
1:18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,- сила Божия.
1:19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
1:20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
1:21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
1:22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;
1:23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,
1:24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;
Евангелие от Иоанна
19:6 Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: || распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.
19:7 Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.
19:8 Пилат, услышав это слово, больше убоялся.
19:9 И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.
19:10 Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?
19:11 Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.
19:13 Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифо́стротон*, а по-еврейски Гаввафа.
19:14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!
19:15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.
19:16 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.
19:17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;
19:18 там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.
19:19 Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.
19:20 Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.
19:25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.
19:26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же́но! се, сын Твой.
19:27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
19:28 После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.
19:30 Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.
19:31 Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу,- ибо та суббота была день великий,- просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.
19:32 Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.
19:33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,
19:34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.
19:35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.

Цитата Патриарха

Тайна Креста Христова действительно может быть понята человеком не через философию, не через человеческие мудрствования и не через политические ожидания, как то было у иудеев, римлян и эллинов, а только человеческим сердцем, изнутри человеческой природы. Почему так? Да потому, что Бог создал нас по Своему образу. Он вложил в нас Божественный нравственный закон. Когда человечество перестанет понимать Бога и жить по закону, который Он вложил в сердце человека, тогда и наступит конец. А пока продолжается борьба — борьба между теми, кто никогда не поймет Спасителя, не поймет Божиего замысла о мире и о человеке, и теми, кто несет в своем сердце веру в то, что Бог, как сказал апостол Павел, юродством проповеди спасает мир (1 Кор. 1, 21).

Евангелие дня

Воскрешение дочери Иаира

И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива. Иисус пошел с ним. За Ним следовало множество народа, и теснили Его. Когда Он еще говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя? Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй. И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова. Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко. И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит. И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала. И, взяв девицу за руку, говорит ей: "талифа́ куми́", что значит: девица, тебе говорю, встань. И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление. И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть. Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его.

Мк. 5: 22-24, 35-6: 1

Сегодняшнее дневное Евангелие повествует о воскрешении дочери Иаира. Наиболее полную и подробную версию этого рассказа мы находим у Марка. Выражение «один из начальников синагоги», которым назван человек, пришедший к Иисусу, означает, что Иаир не был ни священником, ни левитом. Он был одним из мирян, которым поручалось ведение молитвенного собрания в местной синагоге: таких мирян в каждой синагоге было несколько. Поскольку синагогальное богослужение не было связано с левитским священством и представляло собой собрание мирян, то и возглавлял его мирянин.

В тот момент, когда он обращается к Иисусу с просьбой, девочка еще жива, хотя и находится при смерти. Отец девочки, следовательно, надеется не просто на исцеление, а на возвращение ее к жизни. Иаир просит Иисуса возложить на девочку руки. Возложение рук нередко использовалось Иисусом при исцелениях. Между тем приходят посланные от начальника синагоги и возвещают о смерти девочки. Евангелисты не передают нам реакцию отца девочки на новость о ее смерти. О том, насколько новость потрясла его, можно только догадываться по обращенным к нему словам Иисуса: «Не бойся, только веруй».

К тому моменту, когда Иисус приходит к дому Иаира, там уже началась первая часть погребальной церемонии. Под «плачущими» у Марка понимаются профессиональные плакальщицы, которых нанимали для участия в похоронных обрядах. Задача плакальщиц заключалась в том, чтобы при помощи песен и громких причитаний, сопровождавшихся определенными телодвижениями и иногда хлопаньем в ладоши, создать атмосферу скорби и вызвать слезы у окружающих.

Слова Иисуса «девочка не умерла, но спит» можно понимать двояко: либо Он хочет приуменьшить значимость чуда, чтобы его не разглашали слишком широко; либо Он переосмысливает само понятие смерти, которая должна восприниматься как сон, «успение». Так понимают рассматриваемое место христианские толкователи.

Смерть девочки была для всех настолько очевидной, что слова, сказанные Иисусом, казались нелепостью, абсурдом. Возможно, именно поэтому Иисус отсылает всех, кроме трех учеников и родителей девочки. Войдя в комнату, Он берет ее за руку. Девочка оживает и встает. Слова, которые произнес Иисус, возвращая девочку к жизни, переданы Марком в их оригинальном арамейском звучании: «талифа куми». Почему Марк посчитал нужным привести их именно так, как они прозвучали? Скорее всего, потому, что именно в таком виде их донес до него апостол Петр, в чью память эти слова врезались и с чьих слов Марк записывал рассказ.

Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».

Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.

Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».

События дня

ИЗ ЖИТИЯ СВЯТЫХ ФЛОРА И ЛАВРА

Святые Флор и Лавр (II век) выросли в христианской семье. Став юношами, братья отправились в город Ульпиана (в современной Сербии). Познакомившись здесь с христианамикаменотёсами, братья выучились их ремеслу и были приглашены строить языческий храм. Сын местного жреца часто наблюдал за их работой. Однажды при резьбе камня острая частица отлетела и поранила глаз мальчика. Жрец готов был убить братьев, но они сказали, что могут исцелить ребёнка. Братья научили его христианской вере и молились об исцелении всю ночь. Наутро Господь вернул мальчику зрение. Поражённый жрец и его сын приняли Крещение. Когда храм был построен, Флор и Лавр установили в нём крест. Ночью более 300 христиан, в том числе жрец и его сын, собрались в нём для молитвы и сокрушения идолов, вслед за чем на них последовали гонения от язычников.

ИСЦЕЛЕНИЕ ПЬЯНИЦЫ ПРАВЕДНЫМ АЛЕКСИЕМ МЕЧЁВЫМ

В начале ХХ века в московском храме Святителя Николая на Маросейке служил праведный старец Алексий Мечёв (1859–1923). Однажды в этот храм пришёл пьяный, оборванный, трясущийся человек и сказал старцу: «Я совсем погиб, спился. Погибла душа моя. Помоги мне». Отец Алексий близко подошёл к пьянице и, положив руку на его плечо, сказал: «Голубчик, пора нам с тобой перестать винцо-то пить». «Помогите, батюшка, помолитесь!» Старец взял его за правую руку и повёл к алтарю, торжественно раскрыл Царские врата и, поставив этого человека рядом с собой на амвоне, начал молебен. После молебна старец трижды благословил пьяницу, дал ему просфору и трижды поцеловал. Прошло некоторое время, и в храм пришёл прилично одетый мужчина, который выразил желание отслужить благодарственный молебен. Увидев праведного отца Алексия, мужчина, рыдая, бросился к его ногам. Старец узнал его и воскликнул: «Василий, да ты ли это?» Василий рассказал, как по молитве старца бросил пить и в итоге был принят на хорошее место.

Источник: pravoslavniy-calendar.ru