Седмица 1-я по Пятидесятнице. Троицкая седмица
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
1:28 И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства,
1:29 так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия,
1:30 злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям,
1:31 безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы.
1:32 Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.
2:1 Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то́ же.
2:2 А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела.
2:3 Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то́ же?
2:4 Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?
2:5 Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога,
2:6 Который воздаст каждому по делам его:
2:7 тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия,- жизнь вечную;
2:8 а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде,- ярость и гнев.
2:9 Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина!
Евангелие от Матфея
5:27 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.
5:28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
5:29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
5:30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
5:31 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.
5:32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
Вся история Церкви есть история веры и свидетельства. Вера, по слову апостола (см. Рим. 10, 1–10), являет нам образцы праведности. Свидетельство же, часто запечатленное мученической кровью, являет нам спасение даже самых грешных людей – вчерашних разбойников, безбожников, язычников. Свидетельство имеет огромную силу, потому что оно всегда связано с подвигом. Исповедание – это не просто разговор о вере, это не просто передача своих собственных знаний о вере. Исповедание есть свидетельство, сопряженное с подвигом. Именно поэтому мы почитаем исповедников – тех, кто не погиб в результате своего свидетельства, но для кого свидетельство соединялось с великим подвигом.
О прелюбодеянии
Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
Мф. 5:27-32
В сегодняшнем фрагменте Нагорной проповеди речь идет о семейной морали. Запрещая не только прелюбодействовать с женщиной, но и смотреть на нее с вожделением, Иисус, как может показаться, не говорит ничего принципиально нового по сравнению с тем, что на эту тему было сказано в Ветхом Завете. Более того, он использует ту же самую внешнюю форму заповеди, что использовалась в законе Моисеевом, где все заповеди были обращены к мужчинам, а женщины рассматривались как собственность мужчин.
И тем не менее, сама тональность, в которой Иисус дает Свою заповедь о недопустимости прелюбодеяния даже в мыслях, достаточно резко контрастирует с общим тоном наставлений о супружеской верности в Ветхом Завете. Используя гиперболические образы глаза, который надлежит вырвать, и руки, которую надо отсечь, Иисус подчеркивает святость брака, и именно в этом заключается сердцевинный пункт Его наставления. Эта исходная позиция предопределяет и отношение Иисуса к разводу. Как и ветхозаветные учители, Он считает единственной допустимой причиной для развода прелюбодеяние жены. Однако Он идет и дальше, приравнивая к прелюбодеянию брак с разведенной женщиной. Тем самым Иисус запрещает второй брак для мужчины.
Отношение Иисуса к прелюбодеянию и разводу может показаться чрезмерно ригористичным. Однако на всю систему человеческих взаимоотношений Он смотрит не только глазами человека, но и глазами Бога: в человеческом сообществе браки распадаются, но в очах Божиих они являются неприкосновенными. В Своей проповеди Он всегда указывает на абсолютный идеал.
Кроме того, в учении Иисуса нравственный ригоризм удивительным образом сочетался со снисхождением к человеческим немощам. Он ставил высокую нравственную планку, но сознавал, что не все способны достичь ее. Он осуждал грех, но не осуждал грешника. Об этом свидетельствует Его отношение к лицам, замешанным в прелюбодеянии, блуде и иных грехах. К фарисеям Он обращает слова, которые должны были их глубоко возмущать: «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21:31). Сидя в доме Симона-фарисея, Он позволяет женщине, «которая была грешница», помазать Ему ноги миром (Лк. 7:37).
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
СВЯТИТЕЛЬ АФАНАСИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ О КРЕЩЕНИИ
Однажды спросили святого Афанасия, папу Александрийского, можно ли считать, согласно вере и учению христианскому, крещёным того, кто, не веруя на самом деле и лишь притворяясь верующим, испросит себе Крещение по каким-либо посторонним обстоятельствам. «Послушайте, – отвечал он, – что говорят старцы. Когда была сильная смертность, многие без околичностей прибегали к святому Крещению из страха смерти. Блаженному мученику Петру явился некто в виде Ангела и сказал: «Доколе будете вы посылать сюда запечатанные мешки, но совершенно пустые, без всякого содержания внутри?»Поэтому, насколько можно заключить из слов Ангела, носящие печать Крещения хотя бы и получили его в расчёте на какое-либо благо, считаются крещёными».
О НЕОБХОДИМОСТИ КРЕЩЕНИЯ МЛАДЕНЦЕВ
Православная Церковь учит, что Крещение нужно и младенцам, ибо и они подлежат первородному греху. Карфагенский собор 124-м правилом определяет: «Кто отвергает нужду Крещения малых и новорождённых от матерней утробы детей или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительскаго Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыти банею пакибытия (из чего следовало бы, что образ Крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), то да будет анафема. Ибо речено апостолом: единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть: и тако (смерть) во вся человеки вниде, в нем же вси согрешиша (Рим. 5:12), подобает разумети не инако, разве как всегда разумела Кафолическая Церковь, повсюду разлиянная и распространенная. Ибо по сему правилу веры и младенцы, никаких грехов сами собою содевати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхаго рождения».