Седмица 4-я по Пасхе
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
10:1 В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским,
10:2 благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.
10:3 Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий!
10:4 Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что́, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом.
10:5 Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром.
10:6 Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой.
10:7 Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем
10:8 и, рассказав им все, послал их в Иоппию.
10:9 На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться.
10:10 И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление
10:11 и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю;
10:12 в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.
10:13 И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.
10:14 Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого.
10:15 Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.
10:16 Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо.
Евангелие от Иоанна
6:56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.
6:57 Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.
6:58 Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.
6:59 Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме.
6:60 Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?
6:61 Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас?
6:62 Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде?
6:63 Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь.
6:64 Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его.
6:65 И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего.
6:66 С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним.
6:67 Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти?
6:68 Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни:
6:69 и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго.
Человек может сохранить способность отличать добро от зла и правду ото лжи только в свете Христовой истины. Это значит, что свет Христов, свет Евангелия должен быть для каждого человека непреходящим мерилом, самым устойчивым, абсолютным критерием. И если человек живет не в соответствии с Божественной истиной, явленной в Иисусе Христе, если его душа принадлежит противоположному миру, то он ненавидит Божественный свет и не идет к нему... С другой стороны, человек, живущий по правде, идет к Богу, потому что там его мир. Ему не нужно скрываться в потемках, он не боится увидеть в Божественном свете свои грехи, потому что в ответ на это ви́дение в нем раскрываются сила покаяния и сила молитвы. И, проходя через опыт покаяния и молитвы, человек очищается в свете Божественной правды.
Завершение беседы о небесном хлебе
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек. Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме. Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! Кто может это слушать? Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас? Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде? Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь. Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его. И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего. С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго.
Ин. 6: 56-69
Сегодня читается завершающая часть беседы о небесном хлебе.
Для толкований некоторых Отцов Церкви на беседу о небесном хлебе характерен столь же шокирующий реализм, какой отличает саму эту беседу. Иоанн Златоуст пишет: «Чтобы ввести нас в бóльшую дружбу с Собою и показать Свою любовь к нам, Он дал желающим не только видеть Его, но и осязать, и есть, и вонзать зубы в плоть Его, и соединяться с Ним, и насыщать Им всякое желание. Будем же отходить от этой трапезы, как львы, дышащие огнем, страшные для диавола, помышляя о нашей Главе и о той любви, какую Он показал к нам».
Тот, кому доводилось видеть львов, пожирающих добычу, вгрызающихся зубами в тело жертвы, знает, что это зрелище настраивает отнюдь не на поэтический лад. В мире хищников один пожирает другого, дабы тело жертвы и ее кровь впитались в тело и кровь пожирающего. Люди питаются мясом животных, рыбой, хлебом и овощами для того, чтобы материальная субстанция животного и растительного мира превратилась в субстанцию человеческого тела. Бог воплотившийся предлагает человеку ту пищу и то питие, вкушая которые, человек не будет алкать и жаждать никогда (Ин. 6:35). Этим хлебом является Он Сам.
На Тайной вечере Он превратил обычный материальный хлеб, испеченный человеческими руками, в Свое Тело, наполнил его Своим божеством, и преподал ученикам, чтобы они приняли внутрь себя Самого Бога. Чашу с вином, изготовленным из винограда, который топтали человеческие ноги, Он превратил в чашу Своей крови для того, чтобы она смешалась с кровью Его учеников. В результате в человеческих венах начинает течь кровь Бога, и клетки человеческого тела напитываются божественной субстанцией.
Обо всем этом говорил Иисус в беседе о небесном хлебе. Разумеется, эту беседу не могли понять ее непосредственные слушатели. Даже сегодня, двадцать веков спустя, несмотря на то, что Евхаристия совершается в каждом храме, несмотря на множество написанных на эту тему толкований и произнесенных проповедей, мысль о том, что человек может «съесть Бога» или «выпить Его кровь» у многих — даже внутри Церкви — вызывает недоумение и отторжение. Вспомним, что отпадение Льва Толстого от Церкви началось в тот момент, когда он, тщательно подготовившись к причастию и подойдя к Чаше, услышал слова священника: «Верую, Господи, и исповедую... яко сие есть самое честнόе тело Твое и сия самая есть честнáя кровь Твоя...». Эти слова смутили писателя, он не поверил в реальность присутствия Бога в евхаристическом хлебе и вине. И с ним произошло то же, что случилось со многими из учеников Иисуса после того, как они услышали беседу о небесном хлебе: он отошел от Христа и уже не ходил с Ним.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
ПОДВИГ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА СИМЕОНА ПЕРСИДСКОГО
На пасхальной неделе 344 года персидский царь Сапор II (310–381) устроил гонения на христиан. Повод для преследований дал царский указ, по которому христиан обложили высоким налогом. Некоторые христиане отказались его платить, что было представлено как бунт. Среди обвинённых был и Симеон, епископ города Селевкия. Когда его привели на суд, епископ не поклонился царю и на вопрос, почему он не воздал ему должных почестей, святитель ответил: «Раньше я кланялся твоему сану, теперь же, когда я приведён, чтобы отречься от Бога и отступить от веры, мне не подобает тебе кланяться». Царь потребовал, чтобы Симеон поклонился солнцу, обещая в противном случае истребить христианство в стране. Когда Симеон отказался, на его глазах были убиты все заключённые в тюрьме христиане; затем был убит и сам епископ.
ЧУДО С ПРОСФОРОЙ
По просьбе братии Соловецкого монастыря Новгородский архие‑ пископ Иона рукоположил препо‑ добного Зосиму Соловецкого в свя‑ щенный сан и назначил игуменом монастыря. Вернувшись на Солов‑ ки, преподобный был с радостью встречен братией. Когда он в своей обители совершал первую литургию, случилось чудо, видимое всеми. Лицо игумена просветилось благодатью Святого Духа и сияло, как лицо Ангела, а церковь наполнилась дивным благоуханием. По окончании богослужения препо‑ добный благословил просфорой приехавших в обитель купцов. Но они, выйдя из церкви, по неосторожности обронили её. Инок Мака‑ рий, случайно проходя мимо, увидел стоявшего над просфорой пса, который пытался схватить её зубами, но при каждой попытке был опаля‑ ем огнём, исходившим от святого хлеба. Ма‑ карий приблизился и увидел, что огня не ста‑ ло. Тогда он перекрестился, поднял просфору и, принеся к преподобному Зосиме, рассказал об увиденном. Все слышавшие дивились чудес‑ ному видению, показавшему святость хлебов, приемлемых от алтаря Господня.