Седмица 5-я Великого поста
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
Спасительное время Великого поста для того и дается нам, чтобы мы постарались изменить свою жизнь к лучшему, употребляя такие духовные средства, как пост, молитва, покаяние и доброделание. В эти дни каждый из нас призывается Церковью еще и еще раз вспомнить о Боге, о грядущем Царствии Небесном, спросить самого себя, что же нужно сделать, чтобы иметь надежду на вхождение в это Царствие. Великий пост есть школа христианской жизни, школа глубокой внутренней работы над самим собой; это уроки самоограничения, это жертва, которую каждый может принести Богу как своего рода десятину года. Святая Четыредесятница погружает нас в особую атмосферу духовной жизни, призывает к максимально возможной для каждого концентрации внимания на вечных ценностях, на работе духа, позволяет испытать себя в борьбе с неправдой, ощутить не только в глубинах своей души, но и в реальном жизненном действии вкус победы над грехом.
ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА
Упреподобного Иоанна был ученик, инок Моисей. Однажды наставник велел ему наносить в сад земли для грядок. Исполняя послушание, инок Моисей из-за сильного летнего зноя прилёг отдохнуть под тенью большого утёса. Преподобный Иоанн находился в это время в своей келлии и отдыхал после молитвенного труда. Внезапно ему явился муж почтенного вида и, разбудив святого подвижника, с упрёком сказал: «Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, а Моисей находится в опасности?» Преподобный Иоанн пробудился и стал молиться за своего ученика. Когда инок возвратился вечером, подвижник спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Инок ответил: «Я уснул под утёсом, и мне приснилось, что ты зовёшь меня. Когда я вскочил и бросился бежать, сверху с шумом упал огромный камень на место, с которого я убежал».
ПРЕПОДОБНЫЙ ИОАНН ДАМАСКИН О ИКОНОПОЧИТАНИИ
Божественное Писание осуждает тех, которые поклоняются кумирам и приносят жертвы демонам. Жертвоприношение эллинов было осуждаемо и отвергаемо. Языческие же кумиры, как изображавшие демонов, были отвергнуты и запрещены. Кроме того, кто может создать подобие невидимого, бестелесного, неописуемого и безвидного Бога? Давать форму Божеству есть дело крайнего безумия и нечестия. Потому в Ветхом Завете иконы не употреблялись. Но так как Бог, по Своему благоутробию, для нашего спасения поистине сделался человеком, не явился только в виде человека, как Аврааму и пророкам, но по существу и воистину сделался человеком, жил на земле, творил чудеса, пострадал, был распят, воскрес, вознёсся; и всё это было на самом деле, видимо людьми и описано для напоминания нам и для научения не живших тогда, чтобы мы, не видав, но услышав и уверовав, достигли блаженства с Господом. Но как не все знают грамоту и могут заниматься чтением, то отцы рассудили, чтобы всё это было рисуемо на иконах для краткого напоминания.