Неделя Сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье.
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
Не должно быть уныния в сердце верующего человека. Но, со смирением и кротостью неся крест, данный нам Богом, мы должны поддерживать и укреплять свою веру, особенно когда она испытывается на прочность тяжкими внешними обстоятельствами. Святитель Феофан Затворник научает нас: «Вы чувствовали нападки тоски. Это вражья напасть... Она нападает, когда затмятся пути Божии в устроении наших обстоятельств жизни. Мрак этот где тоску наводит, где страхи, где нечаяния. Молитва разгоняет этот мрак, и свет промышления Божия о нас дает нам ясно видеть все тогда... Отсюда умирение духа и отрада сердца, даже при самом безотрадном положении».
ИЗ ЖИТИЯ СВЯТИТЕЛЯ ТАРАСИЯ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО
Святитель Тарасий происходил из знатной семьи. Он выдвинулся при дворе императрицы Ирины и достиг звания сенатора. По желанию императрицы он, пройдя в короткое время все иерархические ступени, был возведён на Патриарший престол и председательствовал на VII Вселенском Соборе. Со дня своего посвящения святитель Тарасий ежедневно совершал Божественную литургию до тех пор, пока телесная немощь не приковала его к постели. При кончине святой Тарасий был искушаем нечистыми духами. Когда они старались приписать ему много неправедных дел, святитель ответил: «Я неповинен в том, о чём вы говорите; вы ложно клевещете на меня; нет у вас надо мной никакой власти». Эти слова слышал автор жития святого Тарасия епископ Игнатий Никейский, засвидетельствовавший, что после кончины лицо праведника просветлело.
ПРОЩЁНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ В ДРЕВНЕЙ РУСИ
В Древней Руси иноки и миряне в Прощёное воскресенье в торжественной церковной обстановке прощали друг другу все согрешения. Этот день носил название «Прощёного дня», или «Целовальника». Обычай прощения берёт своё начало в глубокой древности. Он перешёл на Русь из восточных монастырей. Народный обычай прощения в Древней Руси заключался в том, что после вечерней молитвы младшие члены дома с земными поклонами просили прощения у старших; старшие же, испрашивая прощения у них, кланялись в пояс. Христиане ходили «прощаться» со знакомыми, со священниками, посещали могилы, «прощаясь» с умершими родственниками. В XVII веке француз Маржерет пишет о чине прощения: «На Масленице россияне… посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбили один другого словом или делом; встречаясь даже на улице, – хотя бы никогда прежде не видались, – целуются, приговаривая: “Прости меня, пожалуй”; другой отвечает: “Бог тебя простит”». В этот день русские цари отпускали на свободу многих заключённых.